TOP

Одним из ярких сюжетов ингушской пропаганды является тезис о том, что «осетины крестились за сукно», да еще и по нескольку раз. Это, якобы, показывает какую-то особую «продажность» и «беспринципность» сего народа. Естественно, такое поведение пропагандистами всячески осуждается. В качестве доказательства приводится свидетельство из известной работы Л. Штедера «Дневник одного путешествия из пограничной крепости Моздок в центр Кавказа в 1781 году»:

«Они [осетины] охотно позволяют себя крестить; некоторые повторяют это по нескольку раз для того, чтобы получить 7 аршин грубой холстины, которую им за это выдают; однако, после крещения, чтобы доказать свое христианство, они умеют разве только сделать крест и есть свиное мясо. Они отчасти соблюдают великий пост, но придерживаются и своих прежних суеверных обычаев и отличаются друг от друга по еде и питью в известные праздники».

Подтверждает сведения Штедера и  И. Бларамберг в работе «Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа»:

«Поскольку все апостольские труды членов миссии [из русских священников] сводились лишь к крещению, осетины приходили в большом количестве, а некоторые даже возвращались несколько раз, так как каждый новообращенный получал за счет правительства 12 аршин грубого полотна, обычно шедшего на рубашки и штаны, две воблы и металлический крест».

Действительно, в вопросе распространения той или иной религии, экономические факторы подчас играют бóльшую роль, чем военные и миссионерские. И трудно осуждать малоимущих и неграмотных людей прошлого за подобные «хитрости», ведь, как правило, ни сути веры, ни даже языка богослужения, они не понимали, поэтому и совершенный обряд для них был пустой формальностью.

Отрицать такие «неприглядные» (с точки зрения современного религиозного человека) факты не имеет никакого смысла. Но интересно другое: с какой стати ингуши решили, что у них указанный процесс происходил по-другому?! Вот что пишет П. Услар в «Сборнике сведений о кавказских горцах»:

«Между ингушами встречаются еще старики, которые помнят обращение их в христиан и которые сами крестились. Побуждением к обращению в христианство служило, как рассказывают они, желание получить 50 коп., рубаху и крестик (крестики раздавались медные, но ингуши сначала полагали, что они золотые), которыми снабжали каждого новообращенного. Один из стариков рассказывал мне, что он, подобно другим, несколько раз крестился, чтобы получить деньги, рубаху и крестик…»

О том же говорит и И. Дельпоццо в «Записке о Большой и Малой Кабарде»:

«По всему видно, что сии проповедники слова Божия не имели никакого старания ко внушению о пользе и важности религии христианского закона. Но единственно только имели в виду тот предмет, дабы умножить число окрестившихся и раздавать им рубашки и кресты. Ныне есть много осетинцев и ингушей: чтобы получить рубашку, крестили себя два раза».

Русская народная пословица гласит: «Не рой яму другому – сам в неё попадешь». Это очень мудрая мысль.

Иллюстрация из блога Т. Агирова: картина Б. Картоева «Горное селение Лялах».