TOP

Автор: Сармат Кабисов

Музыкальное народное творчество — важная составляющая национальной фольклорной культуры каждого народа. На протяжении столетий у осетинского народа сложилось самобытное музыкальное искусство, имеющее свои национальные традиции, художественные особенности и жанровое разнообразие. Обладая немалым духовным потенциалом, осетинский народ создал богатейший музыкальный фольклор, привлекающий внимание исследователей уже на протяжении многих веков.

«Истоки музыкальной культуры осетин восходят ко временам, когда происходило сложение духовного мира скифо-алано-осетинского этноса и его художественного мировоззрения» [1, C. 175]. Последние 150 лет осетинские исследователи активно взялись за изучение культурного наследия осетин.

Одним из главных исследователей осетинского фольклора, наряду с Борисом Галаевым, был осетинский композитор Феликс Алборов. Он был не только талантливым композитором, но и грамотным ученым-исследователем, изучавшим осетинскую народную музыку и осетинские национальные музыкальные инструменты. «Значительный вклад внес Ф. Алборов в осетинскую музыкальную фольклористику, в частности, органологию. Он — автор ряда фундаментальных статей по данной проблематике, владелец собранной им коллекции народных музыкальных инструментов» [2, C. 35]. Более объемно исследования осетинской национальной музыки и музыкальных инструментов отражены в его книге «Музыкальная культура осетин», изданной в 2004 году и переизданной в 2015 году.

Наиболее ярким примером синтеза разного вида национальных культур являются фольклорные ансамбли. Фольклорные вокально-инструментальные ансамбли существовали в Осетии (как в Северной, так и в Южной) издавна. Но масштабы молодежного движения это явление начало приобретать в конце 90-х годов. В этот период зарождается массовый интерес осетинской молодежи к национальным музыкальным инструментам. Предтечей этой тенденции явилось несколько факторов:

• открытие в музыкальных учебных заведениях республики отделений народных музыкальных инструментов;
• открытие в городских и пригородных домах культуры кружков игры на национальных музыкальных инструментах;
• политические, социокультурные процессы, работа энтузиастов (О. Джанаевой, Л. Мамуковой и др.);
• развитие интернет-технологий;
• активная пропаганда группами лиц и отдельными людьми идей возрождения различных видов осетинской национальной культуры.

В конце 90-х годов двумя основными музыкальными учебными заведениями в Осетии считались: Училище искусств им. Гергиева (ныне — Колледж искусств им. Гергиева) в столице республики Северная Осетия—Алания — городе Владикавказе, и Музыкальное училище им. Ф. Алборова в столице Южной Осетии — городе Цхинвал. Несмотря на наличие у осетин более десяти национальных музыкальных инструментов, наибольшую популярность в этот период приобрела национальная осетинская гармоника. Ее хроматический строй и технические сходства с аккордеоном позволяли исполнять на ней практически все осетинские национальные мелодии. Первые фольклорные ансамбли зарождались в стенах профессиональных учебных заведений и состояли, как правило, из 2-3 осетинских гармоник. К ним могли присоединить осетинские национальные трещотки «карцганаг» или кавказский барабан, распространенный по всему Кавказу. «На сегодняшний день осетинская гармоника является самым популярным музыкальным инструментом на Кавказе» [3, C. 183].

В конце 2000-х годов за возрождение осетинских национальных инструментов взялся Сослан Моураов. Главной проблемой для Моураова явилось то, что он не был профессиональным музыкантом, поэтому конструировал инструменты по описаниям пожилых свидетелей в горных селениях, музейным экспонатам и государственным стандартам создания народных инструментов. Чтобы проверить правильность звучания инструментов, Сослан обратился за помощью к студентам Колледжа искусств.

Первым интерес к этому делу проявил студент композиторского отделения Таму Берозты. Именно он вместе со студенткой того же колледжа, пианисткой Натией Тедеевой, явился основателем фольклорного ансамбля «Къона», зародившегося в стенах мастерской Сослана Моураова. Позже к ансамблю присоединилось еще несколько человек. Состав ансамбля претерпевал частые изменения. Однако основной состав из двух человек оставался неизменным. Главной концепцией ансамбля было исполнение осетинских национальных мелодий именно в аутентичном стиле, а также пропаганда осетинского фольклора среди молодежи Осетии.

Благодаря ансамблю, возродилось еженедельное проведение на площади города молодежного мероприятия «хъазт» («казт»), которое представляет собой синтез национальных танцев, пения осетинских народных песен, игры на осетинских национальных музыкальных инструментах и различных традиционных шутливых игрищ соревновательного характера. Обычно он проводится в теплое время года по понедельникам в заранее выбранном просторном месте. Основными участниками мероприятия являются молодые люди в возрасте 15–25 лет. На мероприятии активно демонстрируется игра на осетинских музыкальных инструментах, что привлекает внимание молодежи к народному искусству. В последствии, еженедельное проведение этого мероприятия возродилось и в Южной Осетии.

Участники ансамбля «Къона» использовали в своем творчестве такие осетинские музыкальные инструменты, как: ирон хъандзал фандыр (ирон кандзал фандыр — осетинская национальная гармоника), дала фандыр (трехструнный щипковый инструмент, схожий по звучанию с русской балалайкой), хъисын фандыр (кисын фандыр — осетинская скрипка), дыууадастанон фандыр (двенадцатиструнная арфа), уадындз (свирель), къарцганаг (карцганаг — трещотки). Впоследствии, в ансамбле появился и хъырнаг фандыр (кырнаг фандыр — струнно-смычковый инструмент, схожий с виолончелью). Так как профессиональных педагогов игры на этих инструментах (за исключением осетинской гармоники) нет, участники ансамбля подбирали мелодии «по слуху» и обучали друг друга показом «с рук». Благодаря этому, игру на инструментах успешно осваивали не только профессиональные музыканты, но и простые любители осетинской музыки.

Ансамбль «Къона» активно пропагандировал своей гастрольной деятельностью осетинские фольклорные традиции не только в Северной Осетии, но и за пределами России — в Турции, где проживает больше десяти тысяч осетин, а также в Южной Осетии. Также в течение некоторого времени участники ансамбля «Къона» работали в музыкально-инструментальном коллективе югоосетинского государственного танцевального ансамбля «Симд». Это способствовало развитию интереса молодежи к осетинским национальным музыкальным инструментам и созданию местных молодёжных фольклорных любительских и профессиональных ансамблей, в частности, — ансамбля «Сарматы».

В Северной Осетии самым крупным можно назвать ансамбль «Иристон» под руководством Олега Ходова. В нем используется целый модифицированный консорт осетинских национальных инструментов, сконструированный по принципу русских народных инструментов (дала прима, дала альт, дала бас и т.п.). Также интерес представляет ансамбль «Фыдалты намыс» («Былая слава»), созданный в стенах клиники доктора Казбека Кудзаева под руководством народного артиста РСО-Алания Романа Джихаева.

Недолгое время (около года) просуществовал вокально-инструментальный ансамбль «Рохсалан», созданный при Колледже культуры преподавателем Ниной Тедети.

Ансамбль «Сарматы» Цхинвальского музыкального училища им. Ф. Алборова был создан в 2016 году при училище педагогом и гармонистом Сарматом Кабисовым.

В состав ансамбля входят:

1. Зарина Козаева — домра малая;
2. Сармат Кабисов — осетинская гармоника;
3. Генриетта Мамитова — дала фандыр прима;
4. Алена Тедеева — дала фандыр альт;
5. Коста Дудаев — бас-гитара;
6. Владислав Джигкаев — карцганаг (трещотки), гуымсаг (барабан).

С первых дней своего существования ансамбль стал страстным пропагандистом осетинской культуры и продолжает знакомить зрителя с лучшими образцами осетинского музыкально-хореографического творчества.

Репертуар концертов разнообразен и содержателен, отличается оригинальностью своего композиционного построения. Приоритетным направлением в своей работе ансамбль ставит возрождение и сохранение национально-культурных традиций осетин. Несмотря на молодой возраст, ансамбль уже стал лауреатом многих международных конкурсов.

В силу того, что ансамбль исполняет не только осетинские национальные мелодии, но и произведения современных композиторов, в ансамбль было решено включить русскую домру и бас-гитару. В репертуаре ансамбля обработки осетинских национальных мелодий: хонга, круговой (обр. О. Ходова), юго-осетинский симд (обр. С. Кабисова), «Хъуыбады» (обр. Н. Тедети), дыгурон симд (обр. Б. Газданова, переложение — С. Кабисова). А также авторские пьесы: «Сардыгон изар» (М. Басиев), «Цола» (Б. Газданов) и др.

Надо отметить, что увеличению популярности осетинских национальных инструментов среди современной молодежи способствует и научно-технический прогресс, в частности — развитие и распространение интернет-технологий. В разных социальных сетях создаются тематические группы, пропагандирующие игру на осетинских национальных инструментах и творческую деятельность разнообразных фольклорных ансамблей. Также технический прогресс заметно расширил возможности заинтересованных в этом вопросе людей в плане получения необходимой интересующей информации, возможности прослушивания музыкальных произведений, в том числе и записей старинных осетинских наигрышей, что до недавних пор являлось прерогативой узкого круга ученых-исследователей. За счет этого постепенно возрастает скорость распространения среди молодежи информации об осетинских национальных музыкальных инструментах, в частности, и осетинском фольклоре, в целом.

Литература:

1. Алборов, Ф.Ш. Музыкальная культура осетин. — Владикавказ, 2015. — 208 с.
2. Батагова, Т.Э. Музыкальное искусство Осетии XX — XXI веков. — Владикавказ: Ир, 2020. — 320 с.
3. Кабисов, С.В. Классификация приемов игры на осетинской гармонике // Известия СОИГСИ. –№18. — Владикавказ, 2017. С. 179–184

См. также интервью Таму Берозти на сайте «Zilaxar».