Осетию в скором времени могут посадить на бюджетную диету, поскольку у федерального центра больше нет средств финансировать растущие расходы республики, при постоянно сокращающихся доходах (в реальном исчислении).
В начале 2017 года будет окончательно израсходован Резервный фонд, министерство финансов начнет использовать Фонд национального благосостояния для латания дыр в бюджете России. Но даже несмотря на это, высока вероятность, что для сведения бюджета с дефицитом в 2,78 трлн рублей (прим.ред. — указанный лично Владимиром Путиным 3% порог), властям придется обратиться к политике «мягкой девальвации рубля». Как отмечают аналитики инвестиционного подразделения «Сбербанка» — Sberbank SIB, при прогнозной цене на нефть $40 за баррель (прогноз Минфина), для сдерживания рост дефицита бюджета курс доллара должен будет стоить 74,9 рублей.
Очевидно, что в таких непростых условиях Кремль не будет поощрять растущую дыру в бюджете беспроблемной республики, другое дело соседи по СКФО, власти которых умеют угрожать социальными волнениями, если денежный поток из Москвы усохнет.
Более того, Москва уже несколько лет довольно консервативно подходит к бюджету Осетии, в свою очередь власти республики вынуждены были продолжить порочную практику последнего десятилетия – брать в долг у банков. В результате чего, Осетия долгие годы находится в стане самых закредитованных регионов России, а растущий риск дефолтов регионов – это проблема, которая серьезно беспокоит Кремль:
- дефолт хотя бы одного региона может спровоцировать «эффект домино»,
- серия дефолтов регионов может стать сигналом для стран Запада, что санкции все же существенно бьют по российской экономике, и подстегнуть ЕС и США продолжить дожимать Россию,
- это грозит ухудшением инвестиционных рейтингов, а Россия уже на пороге мусорного рейтинга только из-за геополитического фактора. Это может сорвать реализацию программы по размещению евробондов на сумму $3 млрд ежегодно для финансирования дефицита бюджета.
В таких условиях единственным решением проблемы является: с одной стороны, резкое сокращение расходов бюджета проблемной республики, с другой – запрет на привлечение новых долгов, чтобы не допустить сползание региона в долговую яму.
И к концу года этот «пазл» обещает сложиться.
Во-первых, издание Gradus.pro опубликовало материал о том, что сотрудников образовательных учреждений уже пригласили подписать уведомления о переходе на новую систему оплаты труда. А поскольку мы живем не в информационном вакууме, и история о плане оптимизации бюджета РСО-Алании еще далека от завершения, можно предположить, что слухи о 50% сокращении выплат работникам социальной сферы имеют под собой основание, но представлено все это будет по-другому – оклады останутся те же, но исчезнут различные доплаты, то есть формально будет все корректно, а по факту учителя будут побираться.
И второй элемент мозаики тоже обещает к концу года реализоваться:
Минфин России планирует внести поправки в законодательство, которые позволят эффективнее контролировать долги регионов. Субъекты РФ с самым высоким риском долговой неустойчивости могут лишиться права привлекать дополнительные кредитные средства и наращивать долг. Несмотря на это, российские регионы в ближайшие годы не собираются отказываться от собственных программ заимствований, хотя и планируют сокращать долговую нагрузку. Кому покажут «красный свет»
По итогам 2015 года самыми закредитованными субъектами РФ, которые могут попасть в «красную» зону, стали Мордовия (соотношение долга к собственным доходам — 182%), Костромская область (137%), Смоленская область (121%), Карелия (120%) и Северная Осетия (119%).
Добро пожаловать в новую реальность.
Автор: Алик Пухаев Рубрика: Экономика Метки: бюджет, госдолг, Осетия, Правительство