TOP

Экономика Осетии продолжает находиться под давлением, оказываемым как внешней конъюнктурой, так и накопившимися за многие годы внутренними проблемами.

К сожалению, руководство Республики до сих пор находится в подвешенном состоянии, т. к. ВРИО Вячеслав Битаров не имеет возможности формировать удобный для себя кабинет министров. Это усугубляет и без того сложное положение в республике, поскольку ни один министр не готов бросаться на спасение экономики родного региона будучи с приставкой «ВРИО». Очевидно, что для начала активных действий Битарову надо перейти к разрыву неформальных связей, созданных прошлой командой, к реорганизации денежных потоков, и, как следствие, к переделу сфер влияния ключевых политических игроков.

Совсем скоро Битаров избавиться от приставки «ВРИО» и получит большую свободу действий в процессе формировании кабинета «под себя», в полной мере взяв на себя ответственность за происходящее в республике. Фактически, после этого у новой команды больше не будет возможности оправдывать ухудшение социально-экономического положения в республике заверениями о «тяжелом наследстве предыдущей команды».

Накануне председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что долговая проблема в регионах серьезно усугубилась по итогам прошлого года.

В 14 субъектах Федерации величина долга уже превысила объем налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов за 2015 г. И число таких территорий, к сожалению, ежегодно растет.

В своем интервью агентству «Интерфакс» она особо выделила четыре региона: Мордовию, Северную Осетию, Карелию и Костромскую область.

Заявления федеральных чиновников подобного уровня, как правило, играют роль информационной «артподготовки». Текущее заявление Матвиенко следует расценивать именно как сигнал из Кремля о готовности введения в федеральную повестку дня проблем дефицитных региональных бюджетов

Дефолт регионов — одна из целей вводимых против России санкций. Первый дефолт спровоцирует эффект домино: очередное понижение рейтингов со стороны рейтинговых агентств, бегство инвесторов, рост ставок, банкротство других регионов. Именно поэтому для Кремля так важно не допустить этого, однако в условиях, когда Резервный фонд только за август сократился на 18 %, решить проблему массированными денежными вливаниями не получится.

По данным Минфина РФ, на 1 августа объем госдолга Северной Осетии составил 10,92 млрд рублей, включая 1,238 млрд коммерческих кредитов и 9,622 млрд рублей бюджетных кредитов. Для сравнения: собственные доходы бюджета Северной Осетии на этот год заложены в бюджет в размере 9,3 млрд рублей. Еще 1,334 млрд рублей приходится на долг муниципальных образований республики, большая часть которого (1,07 млрд рублей) приходится на кредитные организации.

За последний год размер госдолга Северной Осетии вырос на 20,2 % (на 1 августа прошлого года он был равен 9,08 млрд рублей).

По словам Битарова, рост госдолга Северной Осетии на 20 % носит временный характер и связан с тремя новыми займами: краткосрочного бюджетного кредита на покрытие временного кассового разрыва в 700 млн рублей, федерального бюджетного кредита в сумме 765 млн рублей и кредита Сбербанка на 400 млн рублей. Предполагается погашение данных кредитов до конца текущего года. Более того, уже в этом году будут внесены поправки в текущий бюджет, позволяющие сократить уровень госдолга на 220 млн рублей.

Единственный способ выполнить обещание Битарова — пойти на существенное сокращение расходов на социальную сферу. Однако до выборов 18 сентября этого никто не будет делать, и только с начала октября начнется работа в этом направлении. Фактически, задача снижения уровня госдолга станет приоритетной, ввиду серьезных требований со стороны Кремля.

Очевидно, что предстоит серьезное урезание расходов, которое в свою очередь подстегнет снижение доходной части бюджета. Таким образом, добиться существенного снижения уровня госдолга удастся ненадолго. Уже в начале следующего года сокращающиеся доходы бюджета станут причиной возвращения уровня госдолга к критическим значениям. Со стороны это будет выглядеть попыткой пса ухватить себя за хвост.

Спасение региона от полномасштабного кризиса возможно только с помощью стимулирующих мер: сокращения налогового давления, налоговых каникул, программ поддержки малого бизнеса и т. д. Однако пока в этом направлении никаких подвижек нет.

При этом на регистрируемом рынке труда Северной Осетии показатель напряженности (число претендентов на одну вакансию) один из самых высоких в стране — 12,4 человека на вакансию. Среди безработных граждан большой процент молодежи с юридическим или экономическим образованием. К сожалению, теперь рост количества претендентов на одну вакансию будет возрастать не только за счет роста безработных, но и из-за сокращения количества вакантных мест.

Комментарий Zilaxar: «Иногда необходимо констатировать — дальше будет хуже, тяжелее, сложнее. Это не пугалка для населения, это предупреждение. Многие должны успеть подготовиться, переориентироваться, отказаться от убеждения, что на государственной работе удастся спокойно отсидеться даже в самые неспокойные времена. Всё гораздо проще, ведь государство оставит население один на один с долгим экономическим кризом. Возможно, это где-то и хорошо, поскольку по-другому нельзя научиться выживать в экстремальных условиях. Более того, это наконец-то отобьет у населения слепую веру в государственную помощь, эдакий «карго-культ». Пора привыкать, что государство — это контрагент, с которым надо сотрудничать, но жестко отстаивать свои интересы. Добро пожаловать в «новую реальность». Она пришла к нам еще в 2014 г., но за два года мы еще этого не осознали».