TOP

Часто в сетевых баталиях на тему «принадлежности Нартовского эпоса» осетинская сторона приводит в качестве аргумента следующую цитату из работы Жоржа Дюмезиля «Осетинский эпос и мифология» (1976): «Пусть простят меня народы Кавказа, но нартский эпос принадлежит осетинам…» Верно ли это утверждение?

Дюмезиль

Во-первых, стоит проверить что в действительности писал великий ученый. Полная версия цитаты выглядит следующим образом:

«Этот народный эпос ныне распространился далеко за пределами Осетии в сильно различающихся по букве и по духу вариантах. Однако по множеству недвусмысленных примет можно сделать следующие три предположения.

1. Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои. Знаю, что, вынося это суждение, я огорчу своих черкесских и абхазских друзей, но magis amica veritas*: в основе своей нартовский эпос — осетинский.

2. Он был воспринят несколькими соседними народами, видоизменялся на разные лады, терял и обогащался, приобретая, прежде всего, различную нравственную окраску. Наибольшее распространение он получил у чеченцев и ингушей, черкесов — восточных и западных — и абхазцев. В этих трех областях, благодаря тому, что на Кавказе начиная с 1940 г. официально и систематически проводятся исследования народного творчества, было выявлено огромное количество вариантов. Нартовский эпос привился также, хоть и не дал столь обильного роста, у балкарцев и карачаевцев.

3. На западе — убыхи, на востоке кумыки и дагестанцы оказались менее радушны: племенное имя Нартов им знакомо, но это только синоним «великана» и обозначает тех злых и глупых исполинов, с которыми быстро расправляются местные Давиды. В деревнях Анатолии, где некоторые старики еще говорят по-убыхски, мне случалось записывать варианты знаменитых эпизодов, но то были черкесские или абхазские варианты, рассказанные по-убыхски, поскольку все убыхи сейчас двуязычны, а то и трехъязычны, и переняли традиции родственных народов».
____
Истина дороже дружбы» (лат.)

Как видим, искаженная цитата полностью извратила мысль Дюмезиля, дав ложный аргумент желающим «застолбить нартов» только лишь за собой.

Во-вторых, осетинскую академическую точку зрения на тему принадлежности Нартиады давно выразил Васо Абаев в статье «Блеск и нищета золотого тиснения» (1986):

«В ряду мировых памятников народного эпоса видное место занимают сказания о „Нартах“, распространенные среди народов Кавказа: осетин, кабардинцев, абхазов, адыгейцев, сванов, грузин-рачинцев, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей. „Нарты“ — общее наименование героев этого эпоса у всех перечисленных народов.

Среди фольклористов и вообще в кругах интеллигенции этих народов разгораются иногда споры, кому из них принадлежит нартовский эпос. Между тем ответ на этот вопрос очень простой. Эпос принадлежит тому народу, среди которого он бытует. Это значит, что осетинские варианты принадлежат осетинам, адыгские —адыгам, абхазские — абхазам. Знакомство с материалом убеждает, что у каждого народа сказания отличаются большим своеобразием, носят яркий национальный отпечаток по содержанию и форме, по поэтике, стилю и изобразительным средствам, по манере исполнения.

Из этого не следует, разумеется, что отдельные элементы эпоса не могли заимствоваться от одного народа к другому. Это касается, в частности, общего наименования героев „Нарт“ и имен отдельных героев: „Урузмаг“, „Хамиц“, „Сатана“, „Батраз“, „Сослан“. Не может быть и речи о том, чтобы каждое из этих имен родилось независимо в разных местах, у разных народов. Каждое из них возникло в одной какой-то национальной среде и оттуда перешло к другим народам».

Ревизионист исторической науки, математик Евгений Габович как-то заметил, что «эпос нужен каждой только зарождающейся нации как морская вода выброшенной волнами на берег моря рыбе». В этом, наверно, и стоит искать корни остервенения споров о нартах. Между тем, кавказским народам уже пора перестать быть «зарождающимися», и ясно осознать, что Нартовский эпос — явление присущее лишь Кавказу. Нартиады нет больше нигде, и его наличие  — то, что отличает нас от остальных народов мира. Следовательно, нарты должны объединять кавказцев, в не разъединять.