TOP

Автор: Залина Канукова

Проблема малых этнических групп сравнительно недавно вошла в этнологию, и многие из возможных направлений исследований остаются пока не реализованными. Изучение многоэтнического населения Осетии должно способствовать расширению представлений об особенностях и факторах современных этнических процессов, выявлению условий для развития межэтнического взаимодействия. Актуальность проблемы определяется как недостаточным уровнем разработанности данной отрасли научного знания, так и практической необходимостью воздействия на современные этносоциальные процессы. Осетия со 2-й половины XIX века развивалась как этноконтактный регион с достаточно интенсивным межэтническим общением. Сформированная в прошлом веке этническая структура в советское и постсоветское время подвергалась определенным переменам, самой заметной из которых было появление этнической группы корейцев.

Совершенно не изучены история ее формирования, особенности образа жизни, этнокультурной специфики в семейно-бытовой сфере, характер проявления этнического сознания, определение степени сохранности традиционной культуры. Основной источник для решения поставленной задачи – полевой этнографический материал, собранный в среде корейцев – жителей городов Владикавказа и Беслана.

Первые группы корейских крестьян начали переселяться на русский Дальний Восток в середине XIX века. В литературе высказано мнение, что впервые корейские мигранты перешли российскую границу в 1863 году [1]. Но полевой этнографический материал дает и другие сведения: Ким Тхян (1917 г. рождения) считает, что его родители переехали на Дальний Восток из Кореи в 1912 году. Причиной считает засуху, длившуюся около 7 лет и приведшую к голоду. Эта миграция была групповой (4 родственные семьи). К этому времени в Корее еще значительны были культурно-бытовые и языковые различия среди представителей отдельных провинций и областей. Исходным пунктом миграции основной массы корейцев были северные провинции, где произошло большое наводнение, приведшее к страшному голоду. Это обстоятельство послужило толчком к массовым переселениям. Однако в Приморском крае (Южно-Уссурийском) появились и выходцы из южных областей Кореи, прибывшие морским путем. Это определило своеобразие этнических процессов, основой которых было стирание локальных особенностей в быту и культуре представителей различных областей и провинций Кореи, формирование этнической общности советских корейцев.

Около 4 десятилетий прожили корейцы на русском Дальнем Востоке. Это было время сближения с русским народом, с русской культурой. В конце 30-х годов обострилась международная обстановка: над Дальним Востоком нависла угроза со стороны японских милитаристов. В этих условиях советское правительство приняло решение выселить из Приморского края лиц иностранного происхождения – корейцев, китайцев –в глубь страны. Основная масса корейцев была депортирована в Среднюю Азию и Казахстан. Районами компактного расселения корейцев стали Ташкентская, Кзыл-Ордынская, Ферганская и Талды-Курганская области. В других районах (Кунгарадском, Каракалпакской АССР, Паст-Даргомском Самаркандской области и др.) корейцы расселены дисперсно. Большая часть корейцев покинула Среднюю Азию. В середине 50-х годов корейцы компактными группами стали переселяться в другие районы страны, в том числе на Северный Кавказ. К этому их побуждали климатические условия Средней Азии, непригодные для ведения традиционного корейского сельского хозяйства.

Переселение корейцев на Северный Кавказ происходило в течение нескольких десятилетий, оно продолжается и в настоящее время. Корейцы компактно проживают у нас в республике – во Владикавказе, Моздоке, Правобережном районе. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.,в республике проживают 2960 корейцев (из них 2521 человек – в городах), 492 человека – в Правобережном районе [2].

Климатические условия Северной Осетии схожи с таковыми в Приморском крае, поэтому хозяйственная адаптация проходила без особых затруднений. Среди корейцев, проживающих на территории нашей республики, немало представителей интеллигенции (учителей, инженеров, агрономов), но основным занятием населения является сельское хозяйство. Корейцы занимаются выращиванием бахчевых культур (арбузы, дыни, лук), что является частью традиционного сельского хозяйства.

У себя на родине корейцы в основном занимались сельским хозяйством и ремесленной деятельностью, а в прибрежных районах – и рыболовством. Корейские крестьяне выращивали бобовые, сою, лук, чеснок, а главной сельскохозяйственной культурой был рис. Они занимались и животноводством: держали свиней и домашнюю птицу. В Приморском крае они продолжали выращивать рис, лук, арбузы, овес, гречиху. В Средней Азии климат препятствовал ведению традиционного хозяйства, корейцы жаловались на засухи, губившие урожай.

У нас в республике корейцы после неодно-кратных и длительных попыток перестали возделывать рис, т.к. местные климатические условия неблагоприятны для этой сельскохозяйственной культуры. Они стали осваивать культуры, которые дают здесь высокие урожаи: лук, чеснок, капусту, бахчевые, баклажаны. Сохраняются в быту корейские национальные орудия труда: серпы «нат», мотыги «хомп» и др. Корейцы арендуют земельные участки у колхозов и совхозов, обрабатывают их своими силами, а также нанимают при необходимости сезонных работников. Часть дохода с реализованной продукции корейцы отдают хозяйству, предоставившему землю. Они работают не только в нашей республике, но и за ее пределами: выезжают в Ставропольский, Краснодарский края, в Дагестан. Заезд корейских семей на поле начинается с 10–15 апреля. Работают в основном подростки и представители среднего поколения. Старики и дети, как правило, остаются дома. Во время сельскохозяйственных работ корейцы организуются в звенья. Звено состоит из родственников. Обязанности всех членов звена четко определены, каждый знает свои функции, благодаря чему обеспечивается темп и качество работы. Корейцы очень трудолюбивы, все виды работ (расчистка земли, пахота, удобрение, посев, прополка) выполняются вручную. К ноябрю полевые работы заканчиваются и корейские семьи возвращаются домой [3].

Такая производственная специфика передается из поколения в поколение и по-прежнему оправдывает себя.

Корейцы поселялись всегда в домах, купленных у жителей нашей республики. Поэтому у них нет жилищ, построенных по корейским строительным традициям. Традиционный корейский дом – наземный, деревянный, перекрытый рисовой соломой, с глиняными полами. Но многие корейцы в своих домах оборудуют так называемую «корейскую» комнату с отопительным устройством «кудур», благодаря которому осуществляется древнейший, самобытный способ корейского национального отопления. Первые упоминания о наличии у корейцев кудура («теплого пола») относятся к первым векам нашей эры [4].

Основной принцип кудура сводится к следующему: от топки печи, которая располагается ниже уровня пола комнаты, отведены 3 или 5 каналов, от каждого из которых отходят под полом более мелкие трубы или просто углубления на дне каменной кладки. По этим трубам растекается горячий воздух, обогревающий пол. У задней стены комнаты все трубы соединяются в отводной канал. Перед выводом дымохода на улицу в земле делают вытяжную яму. Наружная труба отводного канала помещается на некотором расстоянии от дома [5].

Очень часто отводной канал корейцы связывают с дымоходом русской плиты. Строительство кудура – большое искусство, хорошие мастера высоко ценились в народе.
Наличие или отсутствие в доме кудура определяет весь уклад домашней жизни корейской семьи. «Корейская» комната становится своеобразным центром, где протекает вся жизнь семьи. Здесь проводят свой досуг старики, принимают гостей, спят на циновках или тонких матрацах. Мебели в такой комнате не бывает, за исключением шкафа для посуды. Вдоль стены устанавливают сложенные стопками постельные принадлежности (одеяла, подушки, матрацы). Другие комнаты в доме имеют, наряду с корейскими названиями, и русские – «зал», «спальня», «детская». Они обставляются современной мебелью. Интерьер корейского дома, не имеющего кудура, по своей планировке, функциональному назначению, убранству не отличается от интерьера обычного русского, осетинского и какого-либо другого современного дома.

Но при более детальном изучении быта корейской семьи можно обнаружить много интересных деталей, в которых проявляется традиционная культура корейской семьи. Корейцы стараются сделать в комнате две двери: в одну принято входить, в другую – выходить. В доме принято ходить босиком. Обувь надевают только при входе в подсобное помещение. Все полы в доме застелены циновками (из риса, камышей, бамбука). На окнах у корейцев часто устанавливают решетки, подоконники принято застилать бумагой. Корейцы любят различные сундуки, комоды. У них очень популярны среднеазиатские ковры, кошмы. Кореянки укладывают одеяла и подушки, а также чемоданы по традиции в стопку. Сохраняется традиционный способ стирки белья: кореянки стирают в тазах, на полу, присев на корточки, даже если в доме есть стиральная машина. Все мелкие домашние работы женщины осуществляют сидя на полу.

Традиционную одежду корейцы, живущие в Осетии, не сохранили, но составить о ней представление можно по их описаниям, фотографиям. Женщины носили суконные юбки в складку, короткие кофты без воротника, которые завязывались на груди бантом. Другой вид женской одежды – блуза и юбка, имеющие сходство с «кимоно». Завязка – пояс в виде ленты, на который прикрепляется веер, кошелек и ряд других предметов, необходимых женщине в быту. Женская одежда часто изготавливалась из шелка. На ногах женщины носили матерчатые тапочки. Головным убором служила соломенная шляпа. На праздники женщины надевали национальные платья, длинные до пят, с сильно завышенной талией, с бантом на груди.

Традиционная мужская одежда – запашная куртка и штаны. Куртка имеет ворот наискось, слева направо, с матерчатыми пуговицами – застежками. Штаны с завязками снизу заужены. Головной убор – соломенная конусообразная заостренная кверху шляпа. На ногах мужчины носили матерчатые тапочки и сандалии на кожаной подошве, плетенные из рисовой соломы [6].

Многие корейцы сохраняют в домах фрагменты национальной одежды, обувь. Следует также отметить влияние среднеазиатских традиций в одежде современных корейцев. Женщины среднего и старшего поколения часто носят шелковые платья со среднеазиатским орнаментом. Мужчины носят тюбетейки. В сегодняшнем быту корейцев нашей республики одежда современная, европейская, сохранены лишь некоторые национальные фрагменты.

Более всего этнические признаки сохранились в корейской пище. Она отличается своеобразием и большим количеством различных блюд. По традиции, на столе должно быть не менее 8 блюд, имеющих строгий порядок приема. До настоящего времени основным блюдом корейцев является сваренный без соли рис «пап», хлеб из риса. Из риса корейцы готовят около 150 блюд. Обычной приправой к рису служат густые соусы из сои «тяй» или жидкая соя «канчай». Широко распространенной приправой к рису служат различные соления и маринады «кимчхи». Их готовят из лука, капусты, помидоров, огурцов, дынь. Из овощей (капусты, моркови, картофеля, баклажанов и др.) корейские хозяйки готовят и горячие острые блюда «гхе».

Разнообразен ассортимент блюд из свинины и курятины, из рисовой и пшеничной муки. Большой популярностью у корейцев пользуется «кукси» – вид корейской лапши, приготовленной из пресного теста. Кукси подают к столу в мясном бульоне, куда добавляют куски мяса. Из повседневных блюд большое распространение получило «хве» из сырой рыбы.

В домах, где есть кудур, корейцы едят за низеньким столом «пажан». Рис и приправы подают в различных мисках или пиалах. Перед каждым обедающим ставится пиала с сырой холодной водой, в которую кладут рис. Традиционные корейские палочки совершенно вышли из употребления. Стол сервируют ложками. Супы корейцы обычно едят за завтраком и ужином. Наряду с корейскими супами, приготовленными из жидкой сои, из корейской капусты, кореянки стали варить борщи и супы на мясном бульоне. Еду готовят в чугунных котлах, кастрюлях. Наиболее разнообразным меню корейской семьи бывает в осенние и зимние месяцы, когда у женщин бывает больше свободного времени. К этому же времени обычно приурочивают и свадьбы, для которых готовят особенно много блюд. Ритуальную пищу к свадьбе, юбилею родителей, годовщине ребенка корейцы начинают готовить за несколько недель. В этих случаях на помощь семье, в которой отмечается торжество, приходят родные и знакомые, чтобы принять участие в приготовлении различных блюд, покупке продуктов, сервировке стола. В этой подготовке принимают участие и мужчины. В их обязанности входит размол бобов на ручной мельнице «мэтоль» для приготовления «тыби» – особого вида закуски, работа на специальном приспособлении «пунтхуль» для провертывания теста при изготовлении лапши для «кукси» [7]. Для подготовки к праздничному корейскому столу характерна четкая организация труда, т.к. приготовление многих блюд требует больших физических затрат и времени. Например, для того чтобы приготовить «чхальтток» (отбитый рис), три женщины в течение нескольких часов работают на ножной крупорушке. Трудоемким и сложным является и приготовление соевого творога. Больше недели требуется на приготовление закусок из зерна «кильхыад чхэ». Обязательным блюдом свадебного меню является кондитерское изделие «квадудь» (вафли), которое готовят в большом количестве (от 800 до 1200 плиток). На праздники готовят тестообразную массу из клейкого риса «чартоги», блюдо из фасоли «кумури», рисовый хлеб «чимпени» при помощи корейской ступы «бой». Из сои делают манты, приправы.

Еще на Дальнем Востоке корейцы стали включать в свой пищевой рацион молочные продукты, хлеб. Отчетливо прослеживаются среднеазиатские влияния в пище корейцев: они в большом количестве употребляют чай, готовят плов, шурпу, узбекские лепешки. Наряду со свининой стали употреблять и мясо барана, в частности, при изготовлении традиционного «кукси». Частым блюдом на праздничных столах корейцев стали осетинские пироги, сыр, «цахдон», а также осетинское пиво, арака.

Отношение к пище, к ее приготовлению у корейцев очень серьезное: они никогда не покупают готовую пищу (кроме фруктов и овощей), готовят ее сами. В подсобных помещениях корейских домов можно увидеть многочисленные подвязанные к потолку мешки с продуктами, необходимыми для приготовления традиционной пищи.

Корейские холодные закуски пользуются большой популярностью, поэтому кореянки готовят их в большом количестве для продажи на рынках [8].

Своеобразна и семейная организация корейцев. У корейцев сохраняется своеобразная патронимическая система отношений между родственниками (пон). Члены этой группы считаются родными, браки между ними не поощряются, они стараются селиться компактно. Главой традиционной корейской семьи считается старший в семье мужчина – дед, отец, старший брат. Для корейской семьи характерно почитание старших. Дети, независимо от возраста, разговаривают с родителями на «Вы». Женщины в семье подчинялись мужчинам. По традиции на старшего сына возлагалась обязанность жить с родителями, чтобы обеспечить их старость. Сейчас эти понятия несколько изменились. За родителями могут ухаживать и другие члены семьи, по их желанию и возможностям.

Свадьба считается одним из самых значительных событий в жизни корейской семьи. Сватовство становилось возможным только в случае согласия на брак родителей, день свадьбы назначался по специальной «книге» типа гороскопа. Считалось, что свадьбу нельзя справлять с 28 декабря по 28 января – «гнилой месяц». Перед свадьбой из числа близких родственников жениха назначается «руководитель» свадебного торжества «чин чи». Одной из важнейших обязанностей «чин чи» является организация застолья, во время которого знакомятся родственники жениха и невесты. Родители жениха накрывают стол, договариваются о предстоящей встрече. В день сватовства невесте приносили обручальное кольцо и подарки, а также подарки ее родителям. В день свадьбы сторона жениха приносила невесте свадебный наряд. Свадьба проходит сначала в доме невесты, затем в доме жениха. Близкие родственники жениха (5 человек) едут за невестой. Невесту забирают с приданым. Число людей обязательно должно быть нечетным. С невестой едут 7 человек. За столом жених и невеста сидят отдельно. По традиции, старшие сидят отдельно от молодых, мужчины отдельно от женщин. Во время свадьбы исполнялись национальные танцы под корейский барабан. Жених должен был исполнить песню или танец в честь невесты. Происходит также церемония поздравления, во время которой родители и знакомые поздравляют молодоженов, дарят им ценные подарки. Поздравлять жениха и невесту подходят родные и близкие, каждому предоставляется слово. Свадебное торжество заканчивается ритуалом поклонения: молодожены три раза должны поклониться своим родителям. После свадьбы в доме невесты свадебный караван едет в дом жениха, где их встречают хлебом-солью. В доме жениха молодые садятся за стол вместе. Свадьба продолжается до утра. На третий день после свадьбы жених с невестой и родителями жениха едут в дом невесты. В настоящее время свадебная обрядность корейцев упростилась, сохранился традиционным только свадебный стол.

Большим праздником у корейцев считается день рождения ребенка – годовщина «сяньгини». На этот семейный праздник собираются все родственники. Ребенка сажают перед столиком с ритуальными предметами (хлеб из молотого риса, ножницы, книга, ручка, нитки, деньги). Каждый из этих предметов имеет символическое значение и определенную трактовку. В зависимости от выбора ребенка старшие предсказывают его будущее. Имя новорожденному дают только старики.

Сохраняется в быту корейцев традиция отмечать 50-, по другим данным 60-, 65-летний юбилей родителей. Согласно народным поверьям, люди, которым дети не отметили юбилей, не найдут достойного места в загробном мире. Каждый из детей должен был принять участие в подготовке юбилея. За стол сажали именинника и его друга, остальные становились перед ними на колени в знак почтения и благодарности, делали три поклона и только после этого садились за общий стол. В настоящее время эту церемонию, как правило, не соблюдают, праздник представляет собой обычное застолье.

Большим своеобразием отличался традиционный корейский погребально-поминальный обряд. О смерти человека сообщалось всем родственникам. Покойника одевали в белую одежду – цвет печали. Гроб всегда делали из дерева. На куске красной материи проставляли 6 букв, если покойный – мужчина (начальные буквы фамилии, чей ученик, название земли, где захоронен), и 8 букв, если умирала женщина, – добавлялись фамилия и имя ее родителей. Покойника держали три дня. Приглашался священник «чой» и совершал погребальный обряд по буддистскому обычаю. Перед выносом тела старший из родственников омывал руки в чаше со святой водой, произносил заклинания и проделывал ритуал поклонения, после чего этот ритуал повторяли все присутствующие. Кто-либо из старших должен был взять рубашку покойного, поднести к окну, обращаясь к всевышнему, чтобы забрал душу покойного. Этот ритуал совершали на месте смерти покойного. Считалось, что, если этого не сделать, душа покойного будет все время бродить вокруг дома. Одежду сжигали. Считалось, что человек взял ее с собой в тот мир. Сейчас погребальный обряд упрощен. Покойник находится в доме три дня. Если кто-то из близких не успел приехать, похороны назначаются на пятый день (нечетное число дней). Тело покойного было принято выносить через окно. Сейчас гроб выносят через два порога. На кладбище совершают прощальные поклоны, ставят около покойного столик с ритуальной пищей и после прощания близких опускают его в могилу вместе с гробом. На могилу кладут миску с водой, рис, специи. Поминки справляют через год в течение трех лет. Причем они бывают дневные и ночные. Во время ночных поминок перед портретом усопшего с красной тканью ставят небольшой столик с национальными блюдами. После погребения эта ткань находится дома, рядом с портретом покойного. Присутствующие родственники садятся по кругу с выходом к двери, гасят свет и молча сидят определенное время. Один раз в год корейцы посещают могилы своих близких. Этот обряд «хансяйги» проводится 5–6 апреля. У могилы покойного близкие совершают традиционные три поклона и ставят поминальный столик с ритуальной пищей, убирают могилу.

Корейцы считают себя буддистами, но полевой материал позволяет сделать вывод о неглубоком проникновении этой религии в быт и сознание людей. Даже люди, которые хранят в доме бронзовые статуэтки Будды, имеют об этой религии очень поверхностное представление.

Новый год корейцы отмечают по азиатскому календарю. Комнаты украшают самодельными фонарями. Младшие поздравляют старших, старшие готовят угощение. Это семейный домашний праздник. Корейцы справляют также День урожая. В этот день они идут на кладбище, читают молитвы, убирают, ухаживают за могилами.

Следует отметить, что многие корейцы, особенно старшего поколения, полиязычны. Они владеют родным языком, русским языком, многие знают узбекский или казахский язык. Представители среднего и младшего поколения родным языком владеют гораздо хуже. Сложность языка, большое количество иероглифов в письменности не позволяют овладеть им в домашней обстановке, а преподавание языка в школах в местах компактного проживания корейцев никогда не практиковалось в республике. Поэтому большая часть корейцев среднего и младшего поколения с трудом понимает бытовую речь, не умеет говорить и писать. Корейский язык перестает быть средством общения даже в кругу семьи, особенно в городской местности.

Следует отметить, что в последние годы у корейцев наблюдается стремление к возрождению традиций, культуры, языка. Это выражается в поддержке идеи создания национально-культурно-го центра, в желании обучать молодежь корейскому языку, традиционной обрядности.

Корейцы стараются приобрести литературу на родном языке, сочинения корейских поэтов и писателей. Особой любовью пользуются стихи Кима Сакката, поэта XIX века. Почти каждая семья в свое время выписывала газету «Ленин Кихчи» («Ленинское знамя»), которая издавалась в г. Кзыл-Орда на корейском языке.

Следует также отметить, что корейцы у нас в республике поддерживают друг с другом очень тесные контакты. По сведениям информаторов, в пределах Беслана, Владикавказа они все знакомы и общаются настолько тесно, что многие из них считают формальностью организацию официального центра (клуба).

Этническая группа корейцев представляет собой довольно замкнутую общину со слаженной организацией хозяйства, что является фактором, способствующим сохранению традиционной культуры. Это подтверждает и негативное отношение корейцев к межнациональным бракам. Сохранение системы этнических маркеров объясняется также компактностью расселения, наличием тесных связей (хозяйственных, родственных) с корейскими общинами в других регионах страны, достаточными для демографического воспроизводства. Следует отметить также антропологическую и конфессиональную «уникальность» корейцев, отличающую их от остального населения республики и, очевидно, способствующую более осознанному и «выпуклому» самовыделению этнической общности.

Воздействие окружающей иноэтнической среды довольно избирательно, но свидетельствует об этнокультурной адаптации. Большинство корейцев считает русский язык родным языком, усваивает «интернациональные» нормы быта. Очень четко прослеживается в быту корейцев воздействие элементов среднеазиатской культуры (в одежде, пище). Многие корейцы, особенно старшего поколения, владеют узбекским или казахским языком, имеют вторые имена среднеазиатского происхождения. Корейцы приобщаются к осетинской традиционной культуре. кроме употребления некоторых осетинских национальных блюд, информаторы отмечают положительное восприятие осетинской музыки, танцев, благосклонное отношение ко многим обычаям и традициям. Корейцы заняли определенную нишу в экономике республики. Этноспецифика их хозяйственных занятий и ряд других факторов определяют национальную идентификацию, а сложившаяся в Осетии толерантная система межэтнического общения обеспечивает корейцам благоприятный этнопсихологический настрой.

На фото: корейцы колхоза им. Коста Хетагурова (1955 г.)

Литература:

1. Ким О.М. О языке корейцев СССР (к постановке вопроса). Ташкент, 1962. С.28.
2. Национальный состав населения Северо-Осетинской АССР (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года / Владикавказ, 1991. С.6, 40, 74.
3. Полевой материал. 1989 год. Владикавказ.
4. СЭ. М., 1966. С.9.
5. Полевой материал. 1989 г., Владикавказ.
6. Полевой материал. 1989 г., Владикавказ.
7. Полевой материал. 1990 г., г. Беслан.
8. Полевой материал. 1990 г., г. Беслан.
9. Полевой материал. 1990 г., г. Беслан.

Читайте также:
Евреи старой крепости

Источник


Поддержать проект



Подпишись на правильные паблики