TOP

Автор: Яна Амелина

После прихода к власти в Грузии оппозиции во главе с бизнесменом Бидзиной Иванишвили [1] деструктивная деятельность Тбилиси на Северном Кавказе претерпела определенные изменения, касающиеся, однако, не концептуальных основ, а форм и методов работы. Ряд долгосрочных программ, в частности, функционирование «Фонда Кавказа» — главного проводника интересов Грузии на северокавказском направлении — были свернуты, а его преемники пока так и не заработали в полную силу. Однако, несмотря на некоторое снижение накала агрессивно-антироссийской риторики, реалистичности в заявлениях и оценках официального Тбилиси в целом не слишком прибавилось.

Как горделиво заявил в октябре 2013 г. на церемонии награждения Орденом Сияния заместителя директора Черкесского культурного центра (ЧКЦ — базовой грузинской структуры по пропаганде т.н. «черкесского вопроса»), политолога Андро Габисония президент Грузии Михаил Саакашвили [2], «Грузия …является окном в Европу для целого Кавказа, и это, я думаю, принесет свои долгосрочные результаты». По его мнению, «всякие попытки восстановления Российской империи обязательно закончатся крахом и империя обязательно закончится» [3].

Несколькими днями ранее сам награжденный в обширном интервью изложил свое видение северокавказской политики Грузии на современном этапе. Он отметил ошибки, допущенные в начале правления команды Иванишвили, связанные с прекращением образовательных программ для кавказских студентов в грузинских вузах и переадресации их в негосударственный сектор. «Некое ослабление государственной политики в направлении Кавказа чревато потерей союзников в регионе, — считает замдиректора ЧКЦ. — …Наверное, действующей власти надо некоторое время для осмысления степени важности этого направления» [4].

Мало изменилась и позиция нового высшего руководства страны. Комментируя перспективы восстановления дипломатических отношений между Россией и Грузией, бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил, что это невозможно, пока «Абхазия и Южная Осетия остаются оккупированными». По его словам, «отделение этих территорий произошло при помощи России, а сейчас, на мой взгляд, это угрожает безопасности самой России». «Северный Кавказ — сложный регион», напомнил Иванишвили, «и не мне вам рассказывать, какие там ежедневные проблемы». «Кремль осознает, что случилось страшное, и не только для Грузии, но и для России», — выразил надежду бывший премьер-министр. Если же этого не случится, «прежние дружеские отношения будет очень проблематично восстановить». «Примиряться за “Боржоми“ и вино мы не станем, — разъясняет Иванишвили. — …Абхазию и Осетию надо вернуть. И мы все для этого делаем» [5].

По мнению министра примирения и гражданского равенства (бывшее министерство реинтеграции) Грузии, политолога Пааты Закареишвили, «реальность такова: Грузия идет в Европу, а Россия теряет свое влияние на Кавказе». По его мнению, абхазы и осетины немногое выиграли от признания их независимости Россией, и «Грузия предлагает им самореализацию в другом формате» [6]. Чтобы по этому поводу не думали грузинские политики, но подобный подход трудно назвать реалистичным.

В последнее время в кавказской политике грузинского руководства наметилась ещё одна тенденция. После провала в 2012-2013 гг. международной кампании политизации т.н. «черкесского вопроса», на который возлагали большие надежды не только в Тбилиси, но и в Вашингтоне, грузинские приоритеты в регионе сместились в сторону Ингушетии. Так же, как ранее «черкесский», «ингушский» вектор северокавказской политики Грузии изначально носит антироссийский характер. Очевидна и его антиосетинская составляющая.

Пропагандистская основа декларируемого сближения грузин и ингушей формируется Тбилиси на отсылках к совместному историческому прошлому двух народов, тесных культурных и кровнородственных связях между отдельными грузинскими и ингушскими фамилиями, подтверждаемых модными сейчас на Кавказе ДНК-тестированиями [7], а также на факте неучастия ингушей в боевых действиях против Грузии в Абхазии. Значительное место во всем этом играет подогреваемое грузинской стороной постоянное противопоставление ингушей и осетинов, которому она придаёт не только национальный и религиозный, но и мировоззренческий (в силу особой роли Осетии на Кавказе) характер.

Трезвый анализ положения дел показывает, что конечная цель тбилисских политиков и пропагандистов — восстановление значительной части ингушского общества против федерального центра под националистическими и сепаратистскими лозунгами, признание т.н. «геноцида» ингушей и максимальная популяризация этой темы в мировом сообществе — в настоящее время практически не достижима. Однако в условиях некоторого обострения международной ситуации после возвращения Крыма в состав РФ грузинские попытки дестабилизации обстановки на Северном Кавказе на ингушском направлении должны тщательно отслеживаться научным сообществом.

А эти попытки определённо предпринимаются несмотря на то, что грузинский проект признания т.н. «геноцида» ингушей не имеет никакой, тем более, международной, правовой основы. Так, в начале 2009 г. с публичными заявлениями о необходимости признания т.н. «геноцида» выступил первый «беженец» из РФ, получивший в Грузии политическое убежище (в 2008 г.), председатель Международной организации по защите прав человека Багаудин Барахоев [8].

Согласно его интервью того времени, было подготовлено специальное обращение на имя разных президентов мира, касающееся геноцида ингушского народа. Предполагалось, что под ним подпишется и президент Саакашвили. «На Кавказе развиваются такие события, что у нас нет другого пути, кроме как объединиться, — убеждал Багаудин Барахоев. — Кавказская идеология должна стать основанием того сильного Кавказа, который обязательно должен быть сформирован». Что касается Грузии, то она «является центром Кавказа и страной, откуда должно начаться объединение кавказцев». «У нас есть значительные документальные материалы о геноциде народов Кавказа, только необходима работа юристов, — рассказывал Барахоев. — А затем обязательно обратимся в Страсбург, потрясем мир» [9].

Однако в то время эти заявления остались без внимания. Тбилиси вернулся к теме «геноцида ингушей» лишь через два года. Сразу после признания грузинским парламентом т.н. «геноцида черкесов» 20 мая 2011 г., председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе предложил начать работу по признанию геноцида и других северокавказских народов. «Геноцид черкесов — не единственный геноцид, который осуществила Российская империя на Северном Кавказе, и сегодня продолжает делать это, — указал Таргамадзе. — Нам придется рассмотреть положение всех кавказских народов» [10].

Уже через пять дней будущий руководитель Черкесского культурного центра, профессор Тбилисского государственного университета Мераб Чухуа обратился к «международным организациям и правительствам демократических стран» с призывом признать депортацию в 1944 г. чеченцев и ингушей, а также «преступления, совершенные в Чеченской Республике Ичкерия и Ингушетии» и «этнические чистки в Ингушетии в 1992 г.» актами «геноцида кавказских народов». «В ХХI веке Россия совершила геноцид против чеченцев и ингушей, и это не только боль кавказцев, — заключил Чухуа. — О геноциде должно быть известно всем». По его мнению, «политическое руководство России должно ответить перед человечеством за преступления в соответствии со всеми международными законами» [11].

Однако в 2011 г. Тбилиси, занятый организацией кампании против проведения в Сочи Зимней Олимпиады-2014, ограничился исключительно «черкесским» направлением. К теме «геноцида» ингушей обратились в январе 2012 г., когда проживающий в Брюсселе председатель Европейской ассоциации ингушей, «правозащитник» Ибрагим Льянов передал просьбу о признании «геноцида» в посольство Грузии в Бельгии. 29 января его сотрудники отправили электронную копию обращения в Тбилиси. Как сообщил журналист грузинского пропагандистского телеканала ПИК, созданного специально для формирования необходимой Тбилиси информационной картины у жителей российского Северного Кавказа и закрытого осенью 2012 г. по административно-финансовым причинам, Звиад Мчедлишвили, документ был подготовлен еще в 2010 г., и в его разработке принимали активное участие историки и общественные деятели из Ингушетии, «известные, кстати, в республике люди» [12]. Их имена, однако, не были раскрыты (обращение опубликовано без фамилий подписавших).

Как отмечается в документе, адресованном председателю парламента Грузии Давиду Бакрадзе, «за 68 лет ингуши пережили геноцид, три погрома (1958, 1973 и 1981 гг.), этническую чистку (1992 г.) и русско-чеченскую войну (1994-1995, 1999 гг.), которая затронула их впрямую. …Скрытые и прямые (открытые) репрессии и террор государства в отношении ингушей с 1944 года можно назвать перманентными». «Проблема репрессированных ингушей (как и других народов) уже безусловно должна быть вынесена на международный уровень обсуждения, — призывают авторы обращения.

Истинные цели авторов обращения раскрыл в своем интервью Ибрагим Льянов. «Пока Россия на Кавказе — порядка не будет, — убежден он. — Если Россия уйдет с Кавказа, мы (кавказские народы. — прим. автора) можем решать свои проблемы за столом». По его словам, обращение ингушей именно к Тбилиси вызвано тем, что «Грузия — окно в Европу для северокавказских республик» [13].

В начале февраля 2012 г. председатель парламентского комитета по вопросам диаспор Нугзар Циклаури сообщил, что грузинский парламент приступит к обсуждению вопроса о признании геноцида ингушского народа в конце февраля. Однако, по его мнению, тему признания «геноцидов» «нельзя превращать в политическое оружие». «Я не хочу, чтобы мой комитет стал комитетом по рассмотрению вопросов о признании геноцидов, — заметил Циклаури. — Обсуждение начнется, но это не легкий вопрос, и я не уверен, что результат будет положительным» [14].

23 февраля 2012 г. грузинское НПО «Свободный Кавказ», созданное в мае 2009 г. с целью «содействия восстановлению культурного единства между кавказскими народами, развитию гражданского общества и формированию идеи Единого Кавказа» [15] и активно проявившее себя на «черкесском» направлении, организовало «Акцию памяти геноцида ингушского и чеченского народов» у здания бывшего российского посольства в Тбилиси. Ее участники требовали от руководства России признать геноцид чеченского и ингушского народов в ходе сталинской депортации. Среди требований митингующих было и признание «этнической чистки ингушского народа в Пригородном районе и Владикавказе». Помимо активистов «Свободного Кавказа», в акции участвовал генеральный директор ингушского Института цивилизации Кавказа, демократии и гражданского общества «Кавкасиони» Аслан Кодзоев [16].

В апреле 2012 г. Нугзар Циклаури сообщил, что «в международных организациях ожидаются важные сдвиги в вопросе депортации ингушей, и Грузия примет в этом процессе самое активное участие» [17]. Комментируя возможность признания т.н. «геноцида» ингушей, Циклаури указал, что «к любому пришедшему от ингушей письму или обращению Парламент Грузии отнесется с большим вниманием».

Из этого, однако, ничего не вышло. Однако следует понимать, что планы грузинских сторонников признания т.н. «геноцида» ингушей не увенчались успехом лишь потому, что они упустили подходящее для этой акции время. Дело в том, что уже в начале 2012 г. в Грузии ощущалось нарастающее напряжение, связанное с предстоявшими в октябре парламентскими выборами и ослаблением, а затем и существенным падением популярности режима Михаила Саакашвили. Грузинский парламент более не возвращался к «ингушскому» вопросу.

Что касается Ибрагима Льянова, то он остается верным избранной теме. В сообщении о «выходе Ингушетии из состава России», опубликованном на следующий день после проведения референдума, по итогам которого Крым вошел в состав РФ, он просит «вас» (по-видимому, мировое сообщество. — прим. автора) «признать геноцид ингушского народа в 1944 году Россией, определить размер и принудить к выплате денежных компенсаций семьям пострадавших», а также «организовать международный трибунал в отношении высших должностных лиц России и Северной Осетии ответственных за этническую чистку ингушей в Пригородном районе в 1992 году» [18] (особенности оригинала сохранены).

После смены власти в Грузии риторика тбилисских структур, реализующих северокавказскую политику этого государства, несколько смягчилась. По мнению представителя НПО «Свободный Кавказ» Соломона Лебанидзе, Грузия «сможет сыграть роль трибуны, озвучивая существующие проблемы народов Северного Кавказа». Среди вопросов, которыми может заниматься грузинская общественность, он назвал, в частности, «ингушско-осетинский конфликт; чечено-ингушские приграничные противоречия; проблемы с исламским вооруженным подпольем; коррупция во всех органах власти северокавказских республик и непопулярность властей и государственных институтов на Северном Кавказе» [19]. Таким образом, Лебанидзе наметил по крайней мере пять тем, касающихся Ингушетии и носящих политический характер. Можно ожидать, что в дальнейшем они так или иначе будут использоваться грузинской стороной для дестабилизации обстановки на Северном Кавказе.

«Фонд Кавказа»: с упором на депортацию

Анализируя нынешнюю ситуацию, стоит вспомнить первые попытки привлечения внимания к «ингушскому вопросу» грузинскими общественными организациями, реализующими политику Тбилиси на Северном Кавказе. На протяжении по крайней мере четырех лет, с 2009 г. по начало 2013 г., основную тяжесть этой работы нес созданный 7 ноября 2008 г. «Фонд Кавказа» (ФК).

Торжественная презентация этой организации, президентом которой стал известный кавказовед, археолог, председатель комиссии по научному сотрудничеству со странами Кавказа Национальной академии наук Грузии Гиви Гамбашидзе, прошла в Тбилиси 29 февраля 2009 г. На ней присутствовали активно продвигавшие т.н. «черкесский вопрос» депутат парламента Грузии Папуна Давитая, государственный министр по делам диаспор Юлон Гагошидзе, Мераб Чухуа, Мека Хангошвили [20].

«В выступлениях отмечалась миссия грузинского государства по формированию единого общекавказского геополитического и культурного пространства, подчеркивалась роль, которую должен играть «Фонд“ в деле восстановления связей между родственными кавказскими народами», — говорится в сообщении об открытии новой общественной организации, впоследствии приобретшей скандальную славу легального прикрытия грузинских спецслужб на Северном Кавказе и закрытую в связи с этим в 2013 г. [21] Гиви Гамбашидзе ознакомил собравшихся с целями и задачами ФК, рассказал о конкретных действиях, направленных на укрепление связей со странами Кавказа, в частности, финансировании и координации проектов в области культуры, науки, образования и спорта [22].

«Вайнахский» и конкретно ингушский вопрос в его политико-идеологической ипостаси изначально находился в центре внимания нового Фонда. Лишь в 2010 г. ФК начал работу в «чеченском», а затем и в «черкесском» направлении. Последнее, исходя из соображений мировой политической конъюнктуры, оставалось доминирующим вплоть до 2012 г.

Первым мероприятием, информация о котором дана на официальном сайте «Фонда Кавказа», стала встреча, прошедшая 23 февраля 2009 г. в гостинице «Tbilisi-Marriott» и посвященная «65-летию депортации вайнахов из Чечено-Ингушетии в феврале 1944 г.». В ней участвовали государственный министр по вопросам реинтеграции Таймураз Якобашвили, Папуна Давитая, Нугзар Циклаури, Мераб Чухуа, Багаудин Барахоев и другие. Ораторы «отдали дань уважения памяти погибших, отметили преступные действия советского тоталитарного режима, подчеркнули необходимость углубления и развития дружеских взаимоотношений народов Кавказа» [23].

На этой конференции также было принято коллективное обращение «видных представителей грузинского общества» к чеченскому и ингушскому народам, не размещенное на сайте «Фонда Кавказа», по-видимому, либо по причине откровенной недружественности по отношению к России, которую ФК тщательно пытался завуалировать.

«Мы, представители грузинского общества, никак не разграничиваем и не разделяем чеченцев, ингушей и грузин, — говорится в документе. — Общее происхождение, генетическое родство, единая история, культура и честь обязывают нас, грузин и вайнахов, объединить усилия во имя будущего, судеб кавказских народов». Напоминая о трагедии депортации 1944 г., грузинские общественные деятели указывают, что «ваше переселение было преступлением против человечества и подлинным геноцидом вайнахов», а «преступную политику геноцида против наших народов российская империя безнаказанно проводит по сей день». «Современный мир должен признать 23 февраля днем страшного геноцида, а российская империя — ответить за это и другие преступления!», — призывают авторы обращения [24].

23 апреля 2009 г. в Тбилисском государственном университете им. Ив.Джавахишвили состоялась организованная «Фондом Кавказа» международная конференция «Грузино-вайнахские культурно-исторические связи». Открывший ее Гиви Гамбашидзе отметил «большое значение исторически существующих связей между грузинским и вайнахским миром, подчеркнул важность культурных ценностей, составляющих общее богатство двух родственных народов». Ректор Тбилисского государственного университета Гия Хубуа проявил готовность к активному сотрудничеству с чеченскими и ингушскими коллегами, в первую очередь, в сфере получения северокавказскими студентами высшего образования в Грузии. Ректор Ингушского технического университета Муса Гулиев [25] выразил аналогичное намерение.

В поддержку развития грузино-вайнахских связей по сути дела на антироссийской платформе высказались Папуна Давитая и Нугзар Циклаури, положительно оценившие значение устроенных «Фондом Кавказа» встреч в деле углубления культурных связей с народами Северного Кавказа. Со стороны представителей властей Грузии прозвучала готовность поддержать такого рода проекты. Активное участие в работе конференции указанных политиков показывает, что, являясь политическим мероприятием, она имела мало общего с объективным научным поиском. Кроме того, с приветственным словом к участникам конференции обратилась вдова «первого президента Чеченской республики» Алла Дудаева и ингушский писатель и общественный деятель Исса Кодзоев [26].

На следующий день, 24 апреля, в здании тбилисского сакребуло (городского собрания) состоялась встреча членов парламента Грузии и сакребуло с делегациями из Чечни и Ингушетии. Председатель сакребуло Заал Самадашвили отметил «важность восстановления культурных связей между грузинским и вайнахскими народами и заверил, что и в дальнейшем руководство города будет оказывать всяческое содействие углублению и расширению подобных контактов». С аналогичной речью выступила вице-спикер грузинского парламента Русудан Кервалишвили. Гиви Гамбашидзе поблагодарил представителей правительства Грузии за поддержку в проведении мероприятий и выразил надежду, что «в будущем правительство будет оказывать более действенную помощь в осуществлении инициатив, целью которых является сближение с народами Северного Кавказа и становление единого кавказского культурного пространства» [27].

30 апреля 2009 г. грузино-ингушские связи были подкреплены подписанием Меморандума о сотрудничестве между «Фондом Кавказа» (Гиви Гамбашидзе) и ингушским Институтом цивилизации Кавказа, демократии и гражданского общества «Кавкасиони» (Аслан Кодзоев). Тем самым стороны «выразили готовность к развитию как двустороннего грузино-ингушского сотрудничества, так и общекавказского сотрудничества».

Стороны обозначили своими целями и задачами «содействовать установлению тесных взаимосвязей между Грузией и Ингушетией в сфере образования, науки, культуры, спорта и др., содействовать сотрудничеству государственных и частных структур Грузии и Ингушетии». Среди форм сотрудничества предусматривались информационный обмен, совместные мероприятия (конференции, семинары, круглые столы, рабочие совещания и другие), а также совместные проекты, первым из которых и стали «Грузино-вайнахские встречи» (Тбилиси, 21-25 апреля 2009 г.) [28].

Что касается развития сотрудничества между частными и государственными органами Ингушетии и Грузии, то «Фонд Кавказа» использовал для этого любую возможность. После покушения на жизнь президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова, в результате которого он получил тяжелые ранения, Гамбашидзе направил ему телеграмму соболезнования, о чем не преминула сообщить пресс-служба ФК [29]. Евкуров также не остался в долгу. Указом от 28 июня 2010 г. он наградил президента «Фонда Кавказа» Почетной грамотой за «большой вклад в сохранение и развитие культурных традиций народов Северного Кавказа» [30].

Следует отметить, что практически со дня его создания деятельность «Фонда Кавказа» носила отчетливо выраженный антиосетинский характер, о чем свидетельствует как подбор участников различных мероприятий Фонда (в которых никогда, за исключением кавказоведческих форумов общенаучного характера, не принимали участие осетины), так и принимаемые документы.

Обращаясь к «братскому ингушскому народу» в связи с 17-летием «трагических событий кровавой осени 1992 года» (ингушско-осетинский конфликт, спровоцированный ингушской стороной, в результате которого значительная часть ингушей покинула территорию РСО-А. — прим. автора), Гиви Гамбашидзе от имени ФК просит адресатов принять «наше искреннее сочувствие» и «глубокое соболезнование семьям всех пострадавших» [31]. Осетинская сторона в этом документе не упоминается.

23 февраля 2010 г. в Тбилиси состоялась организованная «Фондом Кавказа» научная конференция «Массовые выселения кавказских народов в ХIХ-ХХ веках», посвященная «трагическим явлениям в истории народов Кавказа». Помимо постоянных участников подобных мероприятий Гамбашидзе, Давитая и Циклаури, с приветственным словом выступил грузинский эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе. «Выступавшие однозначно осудили события 23 февраля 1944 года, когда около полумиллиона чеченов и ингушей «Власть Советов“ в товарных вагонах безжалостно изгнала с родных очагов», — отмечается в сообщении ФК. Прозвучало несколько докладов по темам депортации и массовым выселениям народов Кавказа [32].

Таким образом, ежегодные мероприятия, посвященные очередной годовщине депортации чеченцев и ингушей, стали своего рода визитной карточкой «Фонда Кавказа» [33]. Так, 23 февраля 2011 г. в конференц-зале отеля «Tbilisi-Marriott» состоялся вечер, посвященный 67-ой годовщине депортации и памяти погибших в борьбе за независимость Грузии 23 февраля 1921 г. Обсуждалось «принудительное переселение советским империалистическим режимом карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, выселение с исторической Месхетии грузинского мусульманского населения в Казахстан и Среднюю Азию и последствия этих трагических событий, которые и по сей день остаются незаживающей раной для всей общекавказской семьи».

Вместе с грузинской общественностью на вечере присутствовали представители проживающих в Грузии северокавказских диаспор, а также гости из Чечни и Ингушетии (в частности, президент Фонда помощи ранее депортированным народам Алихан Ахильгов и председатель Союза пострадавших от геноцида [34] Руслан Парчиев из Ингушетии, а также руководитель Совета чеченских беженцев в Грузии Зияудин Идигов). В ходе мероприятия состоялась презентация изданного при финансовой поддержке ФК [35] сборника стихотворений «Книга поэзии» на чеченском и грузинском языках чеченского поэта Апти Бисултанова. Был продемонстрирован документальный фильм «Из прошлого в будущее» (1995 г., ингушский режиссер Мурад Озиев), «отображающий трагические события XX века, произошедшие в Ингушетии» [36].

Аналогичное мероприятие состоялось и в 2012 г. в конференц-зале тбилисского бизнес-центра «Каласи». «Эта трагедия — массовая депортация чеченцев и ингушей — была расценена как часть единой империалистической политики Российской Империи и тоталитарного Советского режима», — говорится в сообщении ФК. На вечере были показаны снятые чеченскими кинодокументалистами фильмы, в которых отображены «жестокость и беспощадность чиновников советского режима, проявленные ими при депортации чеченского народа», а также работы грузинского фотожурналиста Шахи Айвазова «Чечня, 1994-95 годы» [37]. По информационным сообщениям на сайте Фонда можно проследить, как от события к событию ужесточается риторика спикеров этой организации, а отстраненно-научная лексика с претензией на объективную оценку исторических событий постепенно замещается агрессивно-политизированной.

Интересные подробности деятельности «Фонда Кавказа» приводит в своем обширном интервью по итогам работы организованной ФК международной научной конференции «Археология, этнология, фольклористика Кавказа» (26-30 июня 2012 г., Ахалцихе) «независимый исследователь языка и культуры ингушей» Беслан Оздоев. В сборник докладов симпозиума вошли двенадцать работ ингушских ученых, некоторых из которых, в частности, доктор политических наук Муса Гулиев, уже неоднократно принимали участие в подобных мероприятиях в Грузии.

По словам Оздоева, северокавказских ученых встретили в Грузии «очень тепло», а «Гиви Гамбашидзе и его очаровательная супруга Мариме Гамбашидзе окружили нас всех почти отцовской и материнской заботой». «Между вайнахами и грузинами, насколько можно судить по имеющимся у нас сведениям, никогда не было войн, а набеговые и другие стычки на основе кровной мести не являются войной, — сообщает Беслан Оздоев. — Грузины и вайнахи, по всей видимости, не составляли одно государство, но они, без сомнения, всегда находились в едином культурно-политическом пространстве». Научные мероприятия ФК открывали огромное поле для налаживания контактов. «На конференции было много интересных людей, и со многими у меня сложились личные знакомства, — рассказывает Беслан Оздоев. — Почти все они личности талантливые и ученые с самостоятельным мышлением» [38].

Грузино-ингушские связи по линии «Фонда Кавказа» развивались и в сфере поддержки грузинской стороной ингушских деятелей культуры. 24-29 июля 2009 г. ФК принимал большую делегацию из Ингушетии, в которую вошли хореографический ансамбль «Сунжа» и ингушские оперные и народные исполнители [39]. С 26 августа по 4 сентября 2009 г. в Батуми находился Государственный молодежный хореографический ансамбль Республики Ингушетия «Малгобек». [40].

7 октября 2011 г. в гостинице «Tbilisi-Marriott» состоялся организованный ФК творческий вечер ингушского поэта и исполнителя авторской песни, заместителя директора Джейрахско-Ассиновского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Руслана Албакова-Мяршхи, а также презентация его первого сборника стихов, изданного при финансовой поддержке Фонда [41].

Последним культурным событием, организованным «Фондом Кавказа» на ингушском направлении, стала открывшаяся 4 июня 2012 г. в галерее «Вернисаж» фотовыставка «Древняя и современная Ингушетия» ингушского историка и искусствоведа, докторанта Тбилисской государственной Академии художеств Магомеда Хадзиева [42].

«Фонд Кавказа» также уделял особое внимание работе с ингушской молодежью, не скрывая главной цели: «чтобы дети Северного Кавказа помимо отдыха ознакомились с Грузинской культурой». В 2010-2012 гг. в рамках молодежных и студенческих программ Фонда чеченские и ингушские дети отдыхали в Кобулети и Бакуриани [43].

В конце 2012 г. деятельность «Фонда Кавказа» была заморожена, а весной 2013 г., после скандала, вызванного публикацией в сети Интернет ряда внутренних документов департамента контрразведки Грузии, конспиративной организацией которого он являлся, окончательно прекращена в связи с тем, что, осуществляя мероприятия по вербовке представителей регионов Северного Кавказа, ФК привлек внимание российских спецслужб. Как указывалось в материалах, главными задачами ФК, созданного «для контроля за процессами, происходящими в Северо-Кавказском регионе», являлась вербовка местной молодежи и интеллигенции для усиления нестабильности и экстремистских настроений в южных регионах России [44].

Грузино-ингушское общество «Прометей»: под лозунгом «геноцида» ингушей

Параллельно с подготовкой к ликвидации «Фонда Кавказа», в Тбилиси работали над созданием аналогичных структур, на которые должна была переключиться подрывная деятельность на Северном Кавказе по конкретным направлениям. Одной из них стало ингушско-грузинское общество «Прометей» [45], начавшее активную деятельность в феврале 2012 г. Название этой организации отсылает как к одноименному обществу национальных эмигрантских групп, созданному поляками в тридцатые годы XX века в Европе с целью расчленения СССР на ряд независимых государств по этническому признаку [46], так и к продолжающему его дело общекавказскому историко-культурологическому журналу Prometheus, издаваемому в Париже чеченским «политэмигрантом», бывшим пресс-секретарем Масхадова, бывшим «представителем Чечни в России» Майрбеком Вачагаевым.

Первым мероприятием нового общества стала презентация изданной при финансовой поддержке «Прометея» книги руководителя ингушского общества «Мемориал» Марьям Яндиевой «Депортация ингушей. Причины. Обстоятельства. Последствия», прошедшая в Тбилиси 23 февраля 2012 г. Издание, по словам «прометеевцев», является «первым серьезным документальным исследованием на тему депортации ингушей (1944-1957) и её последствий на всем протяжении века ХХ века с пролонгацией в век ХХI». На презентации присутствовали Нугзар Циклаури, Гиви Гамбашидзе, Мераб Чухуа, Аслан Кодзоев, руководитель НПО «Свободный Кавказ» Гиви Шарашенидзе, Мека Хангошвили и многие другие.

По словам руководителя «Прометея» Шалвы Читишвили, подобные мероприятия «еще раз подчеркивают актуальность в Грузии северокавказской и в данном случае ингушской проблематики».
«Грузия всегда была культурным и образовательным центром Кавказа, на какое-то время она утратила эту функцию, — повествует общественный деятель. — На сегодняшний день инициативы правительства Грузии и активность гражданского сектора дают возможность возвращения этой исторической миссии» [47].

Говоря о работе Яндиевой, Читишвили подчеркнул, что «книга такого масштаба и объема по депортации ингушского народа и вообще по ингушской проблематике издается в Грузии впервые». Он выразил надежду, что она заинтересует не только широкую общественность, «но и те структуры, которые справедливо считают депортацию ингушей актом геноцида». В заключение глава «Прометея» уверил собравшихся: «пока в Грузии существует хоть один свободно мыслящий человек, будет существовать идея единства грузин и ингушей!» [48].

Депутат Циклаури указал, что «такого фундаментального исследования нет ни у одного из народов Северного Кавказа, подвергшихся геноциду“, а Гамбашидзе высказал мнение, что книгу Яндиевой нужно обязательно перевести на английский язык, »что даст возможность ознакомиться с темой геноцида ингушского народа исследователям и читателям других стран» [49].

Постоянный автор упомянутого парижского журнала Prometheus, историк, в том числе «прометеизма», Георгий Мамулиа, в восторженной рецензии на книгу Яндиевой пишет, что в 1992 г. Пригородный район РСО-А, «благодаря провокационным действиям осетинских экстремистов и поддерживающего их Кремля, стал ареной нового геноцида ингушского народа» [50]. Столь произвольная, однако очевидно антироссийская и антиосетинская трактовка болезненных для ингушского общества событий не позволяет говорить об объективности как автора, так издателя этой книги.

Таким образом, «Прометей» плавно перехватил у «Фонда Кавказа» организацию мероприятий, посвященных очередной годовщине депортации ингушей. 23 февраля 2013 г. в конференц-зале тбилисского отеля «Амбасадор» прошел вечер памяти, посвященный 69-й годовщине депортации, где состоялась презентация следующего проекта — документального фильма «23 февраля», «снятого в память жертв геноцида -депортации ингушей 23 февраля 1944 г.» [51].

Автором сценария и режиссером фильма является магистр исторических наук Мариам Бежиташвили [52], за последние пару лет ставшая главным тбилисским «ингушеведом». На вечере присутствовали Мераб Чухуа, Муса Гулиев, профессор Государственного университета Илии, известный грузинский пропагандист (в прошлом российский журналист) Олег Панфилов, вице-президент «Фонда Кавказа» Гела Хмаладзе, а также грузинcкая и чеченская молодежь [53]. Одновременно премьерный показ фильма, организованный ингушским «Меморалом», прошел в Назрани и в Москве.

25-минутный фильм, доступный в сети Интернет [54], предваряется фразой «Посвящается памяти жертв геноцида…» и имеет тенденциозно-антиосетинскую направленность. Рассказывая о помощи депортированным ингушам со стороны местных грузин, авторы фильма [55] противопоставляют их осетинам, создавая «позитивный образ грузина» и фиксируясь на «грузино-ингушском братстве».

«Фильм четко свидетельствует о том, что грузины были единственной нацией, которая сохранила дома, имущество депортированных ингушей, могилы их предков, а через много десятилетий приютила и беженцев-ингушей, бежавших от ужасной войны — этнической чистки в г. Владикавказе и Пригородном районе Cеверной Осетии в 1992 г., — повествует Мариам Бежиташвили. — Делать всё, чтобы зрела день ото дня идея грузино-ингушского братства — вот что стало главной задачей нашей работы» [56].

По словам Бежиташвили, она постаралась «хорошо ознакомиться с материалами не только по депортации ингушей, но и по другим преступлениям советской власти в отношении них». «Мысли об исторических параллелях были самые разные, но остановились в итоге на одном важном и ключевом моменте: как Самачабло (т.н. Южная Осетия) и Пригородный район с г. Буро (т.н. Владикавказ) стали „спорными землями“? — задается она вопросом. — По аналогичному сценарию!». При этом, вне зависимости от исторических параллелей, создателям «23 февраля“ “хотелось показать, что у нас, грузин и ингушей, одна судьба». Бежиташвили не хочет «никакой благодарности со стороны ингушей», только «жить вместе с вами, хочу изучить ГIалгIай мотт (ингушский язык – прим. автора) хорошо…» [57].

Следует отметить, что фильм «23 февраля» снискал благодарность части ингушских зрителей. Например, исполнительный директор ингушского культурно-просветительского центра «Эздел» [58] Ахмед Парагульгов направил «Прометею» благодарственное письмо. Центр выразил надежду на взаимное конструктивное сотрудничество с тбилисскими коллегами [59]. Писатель Исса Кодзоев и председатель общественного движения «Нийсхо» Исса Дашлакиев послали Мариам Бежиташвили приветственный адрес. «Мы — вечно гонимый ингушский народ, — отмечается в документе. — …Живите, грузины, счастливо на радость ингушам! Вы нам нужны. И мы Вам еще тоже понадобимся». Перечисляя страдания ингушского народа, авторы адреса припоминают и Кавказскую войну, и депортацию, и «нападение вооруженных банд двух Осетий и России» в 1992 г. Они благодарят автора «23 февраля» за фильм, «посвященный памяти жертв репрессий, за фильм о нашем несчастье!» [60].

Все это показывает, что грузинская сторона отнюдь не отказалась от реализации идеи признания т.н. «геноцида» ингушей. Тбилиси лишь временно удалил ее из публичной повестки дня, прежде всего, чтобы не вызвать чрезмерного раздражения руководства РФ, осуществляющего активную внешнюю политику, в том числе на кавказском направлении.

В 2014 г. в годовщину депортации Мариам Бежиташвили представила публике новый историко-документальный фильм «Габриэл Джабушанури» [61] протяженностью 1 час 17 минут, рассказывающий о судьбе этого самобытного поэта. Работа, созданная благодаря финансовой помощи автора идеи и продюсера фильма, ингушского мецената Гелани Халухаева, не носит политического характера. Как отмечается в сообщении «Прометея», «фильм повествует о жизни и творчестве хевсурского поэта, жившего в горной Ингушетии в период депортации ингушей и посвятившего большой цикл своих поэтических произведений — более 200 стихов и поэм». В 1991 г. в Тбилиси вышел сборник его стихов и поэм на грузинском языке «О, пасмурное небо ГIилгIо» [62].

Одновременно с презентаций фильма, в Национальной библиотеке парламента Грузии по инициативе «Прометея» состоялась выставка экспозиционных материалов и книг по истории и культуре Ингушетии из фондов Нацбиблиотеки и Национального музея Грузии. Шалва Читишвили подарил парламентской библиотеке книгу Марьям Яндиевой [63].

Среди иных мероприятий, которые организовывали активисты «Прометея» и Черкесского культурного центра, следует отметить Международный день музеев, посвященный «нашим братьям-ингушам» и прошедший 18 мая 2013 г. в историческом музее Степанцминды (приграничный с РСО-А Казбегский район Грузии). В выставочном зале музея состоялся показ фильма «23 февраля». В этом мероприятии участвовали представители грузинской научной и политологической общественности (директор «Фонда Кавказа», руководитель общества «Прометей») [64], а также большая делегация из Ингушетии (54 человека [65]).

Отдельным «блоком» в фундаменте тщательно выстраиваемого здания «грузино-ингушской дружбы» являются почести, на протяжении последних пяти лет оказываемые ингушскому писателю Иссе Кодзоеву, известному своими антироссийскими высказываниями, порой граничащими с экстремизмом.

В конце восьмидесятых-начале девяностых [66] Кодзоев неоднократно бывал в Грузии. Звиад Гамсахурдиа был его личным другом. В своем письме грузинам к 70-летию первого президента Грузии Кодзоев называет его «романтиком-пассионарием», «Великим Освободителем», самым ярким борцом за свободу Грузии и т.п. [67]

23 октября 2009 г. «Фонд Кавказа» при поддержке мэрии Тбилиси организовал юбилейный вечер, посвященный 70-летию Иссы Кодзоева. «Это был день, полный эмоций и надежд, когда Грузия получила возможность еще раз продемонстрировать свое отношение к братским кавказским народам, к их неустанной борьбе за свободу», — отмечается в сообщении ФК. На вечере выступили Гиви Гамбашидзе, Мераб Чухуа, Юлон Гогошидзе, Алла Дудаева, Мека Хангошвили и ряд других общественных деятелей. Нугзар Циклаури со слезами на глазах рассказал, что в девяностые годы, «будучи в изгнании», юношей жил в семье Кодзоева. В рамках празднования юбилея «Фонд Кавказа» перевел на грузинский и издал книгу Кодзоева «Над бездной» [68]. 25 октября «знаменитый ингушский писатель и общественный деятель» (так в сообщении) «за заслуги перед Грузией» по решению городской мэрии был удостоен звания почетного гражданина Тбилиси [69].

75-летний юбилей Кодзоева отмечался в Грузии еще масштабнее. Юбилейная неделя прошла 16-24 декабря 2013 г. при поддержке комитета по вопросам диаспор и Кавказа грузинского парламента и финансовой помощи министерства культуры и охраны памятников Грузии [70]. Ингушского писателя принимали в тбилисском Музее грузинской эмиграции и Государственном музее грузинской народной песни и инструментов, в Тбилисском госуниверситете и Национальной библиотеке парламента Грузии, наконец, в самом парламенте. Кодзоев посетил могилы Звиада Гамсахурдиа и Мераба Костава, а также мемориал жертвам «геноцида черкесского народа» в Анаклии.

О том, какое значение придавалось чествованию ингушского писателя, рассказал один из организаторов его визита Мераб Чухуа. Оба юбилея Кодзоева, отметил он, организовывали государственные структуры (в 2009 г. — мэрия Тбилиси, парламент и госаппарат министерства по вопросам диаспоры). «Господин Исса и вся делегация были восхищены тем, что Грузия уделяет огромное внимание народам Кавказа», — констатировал Чухуа. Поведав, что Кодзоева чествовали не только его ровесники, но и грузинская молодежь, директор ЧКЦ делает вывод, что «в грузинском государстве уже образовалось кавказское общество» [71].

Беседуя с самим Кодзоевым, корреспондент «Прометея» указала, что «вся жизнь Ваша — борьба за независимость и территориальную целостность Ингушетии». Отвечая на вопрос, облегчила ли Грузия эту тяжелую борьбу, ингушский писатель признается, что она является для него «живительной силой» и «легкими моего организма», а также «второй Родиной». Говоря о своих грузинских друзьях и соратниках, Кодзоев выделил в первую очередь Звиада Гамсахурдиа, который был не только его личным другом, но и «другом всего нашего народа». Первый президент Грузии, убежден Кодзоев, «чувствовал боль ингушей и народов всего Кавказа, он тревожился и боролся за независимость не только Грузии, но и всего Кавказа», и «ингуши и все кавказцы господина Звиада Гамсахурдиа признавали президентом всего Кавказа» [72].

В контексте последних событий на этом направлении, следует отметить также активную пропаганду грузино-ингушской дружбы в социальных сетях. В частности, на платформе Facebook создана страница We are Ingushs [73]. Страница, посетителями которой являются около 3 тысяч пользователей, ведется на английском языке и предназначена для информирования англоязычного пользователя об ингушском народе. Наряду с созданием положительного образа современного ингуша (публикации позитивных фотографий студентов, невест в национальных платьях, маленьких детей, хищных птиц с национальной символикой), на странице широко освещалась «юбилейная неделя» Кодзоева в Тбилиси, неоднократно повторяются фотографии, изображающие грузинский и ингушский флаги как символы «вечной дружбы». Немало комментариев в группе оставляют этнические грузины. Среди них встречаются «братские» советы и указания, в частности, фото ингушских студентов российских вузов сопровождаются грузинским комментарием: «Лучше отправьте их на учебу в Тбилиси, там они получат куда более хорошее образование».

***

Таким образом, по прошествии полутора лет с момента смены режима Саакашвили можно констатировать, что северокавказская политика Грузии не претерпела принципиальных изменений, за исключением технических способов ее реализации. Целью Тбилиси по-прежнему является дестабилизация Северного Кавказа на почве антироссийских настроений и отрыв его от Российской Федерации, возбуждение недоверия и ненависти к федеральному центру в целых национальных группах (республиках), разжигание противоречий между различными народами региона. Все это в полной мере проявляется в реализации грузинской политики на «ингушском направлении».

В этой связи экспертному сообществу необходимо обратить особое внимание на ситуацию в Ингушетии. В силу от части естественной, а от части и рукотворной изолированности от общегосударственных научных и общественных площадок эта республика по многим параметрам является своеобразным «черным ящиком» для российского общества. Совершенно ясно, что дальнейшее укрепление грузино-ингушских связей в том виде, как над этим работает Тбилиси, несет потенциальную опасность национальным интересам РФ.

image

Примечания:

1. 1 октября 2012 г. коалиция «Грузинская мечта» (ГМ) победила на парламентских выборах, завоевав большинство мест в парламенте, а 27 октября 2013 г. Георгий Маргвелашвили стал президентом Грузии от ГМ.

2. Все должности приведены на указанный момент времени.

3. Циция Мамулашвили. Саакашвили назвал Грузию «окном в Европу для Кавказа» // ИА «Новости-Грузия», 16 октября 2013 г. 

4. Лейла Нароушвили. «Прорусской» политики в Грузии уже не будет, если нас не утопят в крови // , 9 октября 2013 г. 

. Елена Березанская. Кто оплатил грузинскую мечту: первое интервью Иванишвили после ухода из политики // Forbes.ru, 24 декабря 2013 г. 

6. Тбилиси хочет прямого диалога с Сухуми и Цхинвали // BBC, 3 января 2014 г. 

7. Например, учредитель ингушско-грузинского общества «Прометей» Шалва Читишвили «после сдачи теста оказался близок к ингушам и чеченцам». «Наш род из Мтиулетии, где, как и в других грузинских горских регионах, уважают ингушей как своих братьев. — признался он. — Этот „нюанс“ тоже сыграл свою роль в создании общества дружбы». См. подробнее: // ЖЖ Беслана Бокова, 16 ноября 2013 г.

8. По его собственным словам, Барахоев работал в Ингушетии начальником налоговой инспекции. После отказа выполнять «указание Кремля» «не давать грузинским бизнесменам, в том числе имеющим российское гражданство, возможность работать в Ингушетии», его «освободили с работы». «Это провокационное требование имело целью посеять ненависть и вражду между грузинами и ингушами, — повествует Барахоев. — …Считаю, что у ингушей более близкого и родственного народа, чем грузины, нет». См.: Хатуна Паичадзе. У Грузии 200 лет не было такой миссии, как сегодня // «Квирис палитра», 2 марта 2009 г.

9. Там же.

10. Таргамадзе: Необходимо рассмотреть геноцид Россией в отношении других северокавказских народов // Грузия Online, 20 мая 2011 г. 

11. Профессор Мераб Чухуа обратился с предложением признать Геноцид Чеченского народа. 25 мая 2011 г. 

12. Геноцид ингушей. Обращение уже в пути // ЖЖ Звиада Мчедлишвили, 30 января 2012 г. 

13. В ожидании признания… // News.ge, 29 Мая 2012 г. 

14. Эка Сааташвили. Грузинский парламент обсудит вопрос о признании геноцида ингушей в конце февраля // ИА «Новости-Грузия», 6 февраля 2012 г.

15. НПО в Тбилиси требует признать геноцид чеченского и ингушского народов // ИА «Новости-Грузия», 22 февраля 2012 г. 

16. Демури Конджария. Акция с требованием признать геноцид ингушей и чеченцев состоялась в Тбилиси // ИА «Новости-Грузия», 23 февраля 2012 г.

17. Интервью с руководителем парламентского комитета по делам диаспор и Кавказа парламента Грузии Нугзаром Циклаури. Беседовал Звиад Мчедлишвили // «Реалии Кавказа», № 1, 1 марта-12 апреля 2012 г. Стр. 21-24.

18. Ибрагим Льянов. Если Путину можно, почему нам нельзя // Facebook, 17 марта 2014 г. 

19. Соломон Лебанидзе. Контуры северокавказской политики // «Наша Абхазия», 10 ноября 2012 г.

20. Жена президента «Фонда интеграции народов Кавказа», племянника Джохара Дудаева Умара Идигова. Созданный в 2013 г. «Фонд интеграции…» был призвал постепенно заменить «Фонд Кавказа» в реализации северокавказской стратегии Грузии. Однако после публикации компроментирующих материалов, касающихся руководства Фонда, этот проект тихо прекратил свое существование.

21. Этот факт затрудняет работу с материалами, освещающими работу «Фонда Кавказа». Официальный сайт Фонда, публиковавший информационные материалы о его работе, ликвидирован в первом квартале 2014 г. Содержавшиеся на нем тексты убраны даже из кэша различных поисковых систем. Материалы, на которые далее ссылается автор, были доступны пользователям еще в январе 2014 г.

22. Презентация «Кавказского Фонда» в гостинице «Тбилиси-Мериотт» // Сайт «Фонда Кавказа», 29 января 2009 г.

23. 23 февраля — 65-летие геноцида чеченского и ингушского народа // Сайт «Фонда Кавказа».

24. Грузинские деятели обратились к чеченскому и ингушскому народу в связи с годовщиной депортации // Ингушетия.Ru, 27 февраля 2009 г.

25. В дальнейшем М. Гулиев неоднократно участвовал в различных мероприятиях «Фонда Кавказа» и грузино-ингушского общества «Прометей» аналогичной направленности.

26. Состоялась междунродная конференция на тему «Грузино-вайнахские культурно-исторические связи» // Сайт «Фонда Кавказа».

27. Встреча в Тбилисском муниципалитете // Сайт «Фонда Кавказа».

28. Оформлен Меморандум о сотрудничестве // Сайт «Фонда Кавказа».

29. Президенту республики Ингушетия Юнус-Бек Баматгиреевичу Евкурову. // Сайт «Фонда Кавказа», 23 июня 2009 г.

30. Президент «Фонда Кавказа» награжден Почетной грамотой // Сайт «Фонда Кавказа».

31. Обращение к братскому ингушскому народу // Сайт «Фонда Кавказа», 28 октября 2009 г.

32. Научная конференция: «Массовые выселения Кавказских народов в ХIХ-ХХ веках» // Сайт «Фонда Кавказа».

33. Автор не нашел упоминаний о проведении подобного мероприятия в 2010 г. (66-я годовщина депортации), однако все другие даты отмечались различными торжественными вечерами.

34. Имеется в виду ингушско-осетинский конфликт 1992 г. В конце 2011 г. Союз пострадавших от геноцида обратился в Магасский районный суд с иском к Генеральной прокуратуре РФ о возбуждении дела о «признании всех, кто пострадал от событий на территории РСО-Алания в 1992 году, жертвами геноцида с вытекающими из этого признания последствиями». См. подробнее, например: http://balaevyahya.livejournal.com/19058.html

35. «Фонд Кавказа» спонсировал издание не только гуманитарной и художественной, но и, например, специализированной лингвистическо-математической литературы, призванной, в частности, облегчить преподавание математики в средних и высших учебных заведениях Ингушетии на родном языке. См. подробнее: Вышел в свет «Ингушско-русский и русско-ингушский словарь математических терминов» // Сайт «Фонда Кавказа».

36. «Трагические страницы истории Кавказа XX века» // Сайт «Фонад Кавказа».

37. 23 февраля — 68-летие геноцида чеченского и ингушского народа // Сайт «Фонда Кавказа».

38. А.Газгириева. Симпозиум кавказоведов в Грузии // «Сердало» (Ингушетия), 15 августа 2012 г.

39. 24-29 июля 2009 года «Фонд Кавказа» принимал делегацию деятелей культуры из Ингушетии // Сайт «Фонда Кавказа».

40. Ингушский хореографический ансамбль «Малгобек» в Батуми // Сайт «Фонда Кавказа».

41. Руслан Албаков-Мяршхи в Грузии // Сайт «Фонда Кавказа».

42. «Древняя и современная Ингушетия» // Сайт «Фонда Кавказа». 

43. Дети из Чечни и Ингушетии в Кобулети // Сайт «Фонда Кавказа»; Ингушские и чеченские дети в Бакуриани // Сайт «Фонда Кавказа»; Дети из Чечни и Ингушетии в Кобулети // Сайт «Фонда Кавказа».

44. Анастасия Кашеварова. Грузинские спецслужбы решили закрыть «Кавказский фонд» // «Известия», 26 апреля 2013 г. 

45. Сайт общества расположен по веб-адресу: . Первые материалы на нем датированы 28 апреля 2012 г.

46. «В начале тридцатых годов после нескольких лет упорной работы полякам удалось организовать общество национальных эмигрантских групп из России, которое назвали „Прометей“ в честь героя одноименной трагедии Эсхила. Идейным принципом его участников стал постулат о необходимости расчленения бывшей империи, а теперь СССР на конгломерат независимых государств по этническому принципу. В «Прометей“ дали согласие войти представители эмигрантских центров украинцев, грузин, горцев Северного Кавказа и среднеазиатских республик». См. подробнее: Лев Соцков. Неизвестный сепаратизм. На службе СД и Абвера. Москва, «Рипол-классик», 2003 г. Стр.7 и далее.

47. «Героями были все ингуши, пережившие ад депортации!..» – в Тбилиси состоялась презентация книги Марьям Яндиевой «Депортация ингушей» (фото, видео) // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 14 мая 2012 г.

48. Там же.

49. Там же.

50. Георгий Мамулиа. Рецензия на книгу Марьям Яндиевой «Депортация ингушей. Причины, обстоятельства, последствия» // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 2 марта 2014 г. 

51. Вечер памяти в Тбилиси (фото, видео) // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 23 февраля 2013 г. 

52. Сотрудница ЧКЦ, автор магистерской диссертации на тему «Ингушская идентичность» и книги «Черкесский путеводитель» (Тбилиси, ЧКЦ, 2013 г.). Публикуется в журнале Prometheus (№ 15, март 2013 г.).

53. Вечер памяти в Тбилиси (фото, видео) // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 23 февраля 2013 г. 

54. URL: http://www.youtube.com/watch?v=jD8cFVZzNkM

55. Среди которых, в частности, бывший сотрудник Черкесского культурного центра и постоянный участник мероприятий «Прометея» Александр Квахадзе.

56. Мариам Бежиташвили: продолжение проекта обязательно будет // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 2 марта 2013 г.

57. Там же.

58. Постоянный партнер Фонда «Альтаир» (директор – Руслан Курбанов) в Ингушетии.

59. Ингушско-Грузинскому обществу «Прометей» вручена благодарность от имени Культурно-просветительского центра «Эздел» // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 15 апреля 2013 г. 

60. Приветственный адрес Иссы Кодзоева и Иссы Дашлакиева // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 18 мая 2013 г.

61. «Габриэл Джабушанури» – Ингушетия и Хевсуретия (Грузия)… // YouTube :
интернет-сайт. 2014. 1 апреля.

62. 23 февраля 2014 г. в Тбилиси состоялась презентация (фото) // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 4 марта 2014 г.

63. В Тбилиси состоялась памятная выставка, посвященная 70-летию геноцида ингушского народа (1944 – 2014) (фоторепортаж) // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 23 февраля 2014 г. 

64. Марьям Бежиташвили, представитель Ингушско-Грузинского общества «Прометей». День Ингушетии в Историческом музее Стефанцминда (Казбеги) // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 13 мая 2013 г. 

65. // ЖЖ Олега Панфилова, 19 мая 2013 г.

66. В те же годы Кодзоев возглавлял общественную организацию «Нийсхо» (Справедливость), сыгравшую значительную роль в развязывании ингушско-осетинского конфликта, требуя возвращения ингушам Пригородного района РСО-А.

67. Письмо ингушского писателя Иссы Кодзоева, посвященное 70-летнему юбилею З.Гамсахурдиа // Сайт «Фонда Кавказа», 31 марта 2009 г.

68. Празднование юбилея известного ингушского писателя и общественного деятеля Ийсы Коазоя и презентация его литературного сборника «Над бездной» // Сайт «Фонда Кавказа».

69. Ийса Коазой — почетный гражданин Тбилиси // Сайт «Фонда Кавказа».

70. Мариам Бежиташвили, магистр исторических наук, ингушевед. Иссе Кодзоеву – 75… Юбилейная неделя ингушского писателя Иссы Кодзоева в Грузии // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 27 декабря 2013 г.

71. Майя Чолокашвили. «В грузинском государстве образовалось кавказское общество…». Интервью Мераба Чухуа // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 28 декабря 2013 г.

72. Майя Чолокашвили. «Грузия – Она моя вторая Родина…». Интервью Иссы Кодзоева // Сайт ингушско-грузинского общества «Прометей», 27 декабря 2013 г.

73. «Мы ингуши»: . По состоянию на 25 апреля 2014 г. данная страница, ежедневно обновлявшаяся в течении примерно полугода, оказалась удалена или временно не доступна, однако распространявшийся через нее и другие подобные страницы и сообщества массив прогрузинской информации заслуживает пристального внимания.

Источник: Амелина Я. А. Северокавказская политика Грузии после прихода к власти команды Иванишвили: ингушское направление // Проблемы национальной стратегии. – 2014. — № 4. – С.103-122