1. Кризисная ситуация ЮОАО и переломный характер нынешнего положения. Десятилетия господства партийно-бюрократической номенклатуры, рабски зависимой от республиканских властей, и пекущейся только о своих служебных креслах и связанных с ними материальных и и социальных привилегиях привели экономику области на грань развал, к расцвету коррупции и образованию мафиозных группировок дельцов, делящих доходы с вышестоящими «товарищами». Мы требуем: власть народу и его выборным органам, закон — выше партийных постановлений и телефонного права, долой расхищения и взятки, долой феодально-крепостническое господство номенклатуры! Осетин — не синоним полунищего и лентяя, дайте землю всем желающим и способным работать на ней. Мы требуем предоставления всем честным предприимчивым людям возможности производить что-то нужное и полезное людям, сняв все ограничения на их заработки; требуем запрещения всех кооперативов, занимающихся спекуляцией. Честно заработанное богатство — фундамент народной и личной свободы.
2. Сущность и задачи «Адæмон Ныхас». Без развития широкой гражданской инициативы дело перестройки в нашей области безнадежно. «Адæмон Ныхас» призывает всех своих членов и последователей не ждать милостей от институтов власти. Они уже потерпели крах, оставив население без воды и практически без еды, подвергнув его болезням, характерным для самых отсталых стран Африки. «Адæмон Ныхас» стремится разбудить гражданское и национальное достоинство граждан, взять на себя ответственность за состояние нашей экономики, экологии, культуры. Социальная опора — все жители нашей области, люди любой национальности, принимающие близко к сердцу проблемы, перед которыми мы стоим и желающие на деле участвовать в их решении. Члены — честные коммунисты и беспартийные. Принципы — открытость, гласность, демократичность, смелость (но не безрассудство), принципиальность (но не догматизм), достоинство (но не кичливость).
3. Экология. Главное богатство нашей области — сравнительно малая загрязненность природы, наши леса, горы, чистый воздух и вода. Предоставить народу полную информацию об экологической ситуации в области, которая катастрофически ухудшается; запретить всякое государственное и кооперативное строительство, не отвечающее самым высоким стандартам экологической безопасности, особенно в Джавском районе; закрыть или перенести в другие места уже действующие и нарушающие упомянутые требования предприятия. Создать независимую экологическую экспертизу с правом вето.
4. Экономика. Принцип достаточности естественных и человеческих ресурсов для того, чтобы превратить область в высокоразвитый аграрно-туристский, а также промышленный регион. Решительное избавление от комплекса «нахлебничества» как у Союза, так и республики. Приоритет развитию туризма, высокопродуктивного земледелия и животноводства, экологически чистых, наукоемких производств. Свободный выход на мировой рынок при условии поднятия конкурентоспособности товаров и услуг. Региональный хозрасчет и самофинансирование, самостоятельное распоряжение заработанными валютными средствами для закупки оборудования и товаров первой необходимости. Всемерное привлечение собственных, высококвалифицированных кадров, работающих за пределами области; ограничение до минимума привлечения кадров, работающих за пределами области; ограничение до минимума привлечения кадров из республики, в особенности тех, кто рассматривает свое пребывание в области в качестве наживы, а также трамплина в собственное карьере.
5. Социальная политика. Определить реальный прожиточный минимум в нашей области и установить количество людей, находящихся за порогом бедности. Добиться увеличения льгот этой категории населения за счет уменьшения отчислений в республиканский бюджет, а также повышения пенсий и пособий. Создать демографическую комиссию и принять экстренные меры для стимулирования рождаемости в нашей области; повысить плату матерям за рождение и воспитание детей, независимо от их национальности, оградить женщин от физически тяжелых работ, вредных производств и ночного труда. Каждой семье — отдельную квартиру или дом, а также приусадебный или дачный участок. Создать необходимое количество рабочих мест для предотвращения дальнейшей миграции населения. Уделить особое внимание развитию горных регионов, особенно вопросам культурно-бытового характера и развитию необходимой для их поднятия инфраструктуры.
6. Культура и наука. Общественный контроль и участи в разработке учебников и программы для средней и высшей школы, особенно по осетинской истории, языку и литературе: беспрепятственное изучение и издание всех научных исканий по осетинской проблематике без предварительного цензурирования в республиканских научных центрах, что не исключает их объективной экспертизы специалистами.
Компьютеризация в области образования и культуры, создание единой информационной инфраструктуры. Терпимость к плюрализму мнений, издание(возрождение) новых органов печати, молодежной газеты, литературного альманаха, и т.п. Установление постоянных контактов с осетинами, проживающими за рубежом, для чего создать областное отделение общества «Родина», выезжать за границу, в частности, в Сирию, Турцию, страны Западной Европы и США. для человеческих и научных контактов с соотечественниками, проживающими там, а также принимать делегации из этих стран. Посылать школьников, студентов за рубеж по различным программам научного и культурного обмена. Создать кабельное телевидение с независимой коммерческой студией. Отмена всех специальных привилегий для партийно-бюрократической номенклатуры, включая распределение книжной, видео и другой информации. Создать специальный фонд помощи особо одаренным детям с последующей стажировкой за рубежом.
7. Национальный вопрос. Не подлежащим дискуссии «Адæмон Ныхас» считает следующие пункты:
7.1. Осетины живут на своей исконно территории и не приемлют никаких псевдонаучных концепций о своей «пришлости», неавтохтонности, и т.д., то есть в этом отношении у нас нет никаких оснований страдать от этого «гостевого» синдрома.
7.2. Государственным языком на территории Южной Осетии является прежде всего осетинский, а также необходимость знания последних двух языков [так в тексте. — Zilaxar], мы категорически отвергаем всякую попытку насильственного их навязания.
7.3. Осетия является единым, историко-культурным, но политически разделенным организмом; из этого следует, что для выживания осетинской нации мы не можем не ставить вопроса о восстановлении статуса Осетии стратегически, хотя вполне осознаем преждевременность и неподготовленность даже постановки этого вопроса в данный момент. Между тем, мы — за всяческое развитие экономических и культурных связей между обеими Осетиями; перспективой их максимальной интеграции. В Осетии нет национального вопроса, но есть люди, пытающиеся создать его, исходя из далеко идущих и в конечном счет не приемлемых требований и амбиций. Осетины полностью создают и ценят исторические и культурные взаимосвязи с грузинами и всячески готовы к равноправному с ними сотрудничеству во всех сферах. В Осетии нет русофобии. Осетия мыслит свое будущее в тесной связи с русскими и другими народами, населяющими СССР. Осетия, понесшая тяжелые человеческие, экономические и моральные потери в годы меньшевистского правления в Грузии, отвергает все символы и регалии, связанные с этой эпохой террора, но относится с уважением ко всему комплексу символов, воплощающих богатое историческое прошлое грузинского народа. Народный фронт Южной Осетии «Адæмон Ныхас» будет добиваться того, чтобы в соответствии с историческими традициями нашего народа любой человек любой национальности чувствовал себя так уверенно и в такой же безопасности, как в собственной семье.
8. Этика и религия. Под влиянием массовой культуры, расцвета видеобизнеса происходит нравственная деградация части нашей молодежи, утеря тех моральных ценностей, которыми гордится осетинский народ. Необходимо возродить в полном объеме благородные привычки умеренности трезвости, почитания старших, уважительного отношения к женщине, помощи бедным, слабым и обездоленным. Создать из средств «Адæмон Ныхас» фонд милосердия «Зиу» для помощи особо нуждающимся пожилым людям, больным и инвалидам, а также для финансирования реставрационных работ памятников осетинской культуры. Осетины не являются безрелигиозным народом, но не склонны к религиозному фанатизму. Приняв христианство от Византии в X веке, они вынуждены были вновь к своим языческим богам после монголо-татарского нашествия и затем вновь частично возродить христианство в XVIII веке. Часть Осетии при этом была мусульманизирована. В данный момент в нашей области находится немало приверженцев христианской религии, которые не раз обращались к властям с просьбой предоставить им место для моления. Требовать предоставления нынешней армянской церкви, или построить другое культовое сооружение для этой части населения. Издать Библию на осетинском языке для всех желающих ее приобрести. Реставрировать остатки мест и сооружений языческих культов и пропагандировать праздники, в которых содержится здоровое начало народной мудрости.
9. Отношение к другим общественным организациям и политическим партиям. «Адæмон Ныхас» рассматривает себя как часть общеосетинского движения за национальное возрождение Осетии. По этой причине наше движение в поддержку перестройки «Адæмон Ныхас» намерено поддерживать самые тесные связи с северо-осетинскими гражданскими движениями «Зиу» и «Рухс», московским центром осетинской культуры «Фарн», творческими союзами писателей, художников, театральных деятелей, фондом культуры, а также культурными обществами и землячествами осетин, проживающих за рубежом. Учитывая перестроечный, переломный характер переживаемого нами момента, связываемый с молодыми и здоровыми силами в нашей партии, «Адæмон Ныхас» считает возможным привлекать к своей работе частных коммунистов, а также мыслящую, незабюрократированную часть партийного аппарата. Наше движение, однако, будет решительно будет бороться против развращающей практики назначений на ту или иную должность исключительно по партийным или фамильным соображениям, не считаясь с характером и способностями людей; против позорящих нацию спецпривилегий и спецраспределений материальных и духовных благ на фоне абсолютного и относительного обнищания широких масс трудящихся; против тенденций части местной партийной олигархии к монополизации экономической и духовной жизни области, манипулирования общественным мнением с помощью давления на средства массовой информации и партийную номенклатуру. «Адæмон Ныхас» намерен также установить деловые контакты с некоторыми неформальными организациями в стране и за рубежом, а также прогрессивными демократическими партиями, чтобы иметь возможность обмениваться опытом борьбы за демократизацию, гласность, социализм.
10. Методы и средства борьбы. В соответствии с положениями своего устава и программы, «Адæмон Ныхас» принципиально отвергает насилие, как средство достижения своих целей. Праведные цели безусловно должны достигаться праведными средствами, то есть, в рамках Конституции СССР и ГССР. Мы готовы подписаться под словами Ганди, что есть много идей, ради которых стоит умереть, но нет ни одной, ради которой стоило бы убивать, однако намерены решительно бороться против расширительного толкования некоторых статей Конституции и Уголовного Кодекса, позволяющем под видом борьбы с так называемым национализмом, расправляться с инакомыслием и попытками возродить национальную культуру и достоинство. Борьбу против попыток этого рода «Адæмон Ныхас» рассматривает как составную часть общедемократического процесса постепенного превращения нашей страны в правовое государство.
Автор: Zilaxar Рубрика: История Метки: «Адамон Ныхас», Алан Чочиев