TOP

Хазби Габуев (1931–2011) — поэт, публицист, член подпольной молодежной организации «Рæстдзинад», боровшейся за национальные права осетин в сталинской Грузии, а также за объединение Северной и Южной Осетии. За это в возрасте 18 лет Габуев был арестован органами НКВД  и провел в тюрьме около 14 лет.

Хазби Габуев в тюрьме (1951)

В бывшем СССР проходят восстановительно-учредительные съезды, конференции и собрания коммунистических организаций. Устраненные от руководства обществом, они получили право «в своей стране» на существование.

О коммунистах высказываются различные мнения. Одни надеются, что с восстановлением компартии вновь восстановятся порядок и нормальные жизненные условия. Другие не желают этого, боясь новых гонений. Третьи, стремясь удержать власть капитала, активно предотвращают возможную победу коммунистов…

Есть и такие, которые, хотели бы, чтобы возродились лишь лучше стороны политики партии, но устранились бы отрицательные. Причину гибели коммунизма трактуют по-разному. Капитал утверждает, что только частная собственность является свойством общественного хозяйства, а общественная собственность, мол, противоестественна, она — произвольная выдумка, поэтому не могла быть принята жизнью. Церковь такой причиной считает неприемлемую религиозной нравственностью коммунистическую систему гонений. Правоведы эту причину видят в массовых репрессиях. Политики утверждают, что Сталин деформировал социализм и тем вызвал к последнему отрицательное отношение…

Я считаю, что коллективная собственность — не выдумка, она уже существовала в первобытном обществе и могла наступить закономерным повторением на высшей ступени исторического развития. Репрессии и дегуманизация права вытекали из борьбы партии с силами отрицаемого общественного состояния, с одной стороны, а с другой — из борьбы коммунистов с нациями. Дело в том, что коммунизм ставил своей целью ликвидировать национальный мир и построить чисто человеческое общество. Прогрессивные люди оказывали сопротивление этому и их обвиняли в буржуазном национализме, подвергая истреблению и репрессиям. Думаю, что не будь этой беспрерывной войны с нациями, коммунизм было бы невозможно устранить. Ибо жизнь по потребностям и свобода как самоцель, наряду с другими благами коммунизма, ни у кого не могли вызвать чувство неприятия таковых. Какую же цель ставили коммунистические партии по отношению к нациям. Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» писали: «Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии… Господство пролетариата еще более ускорит их исчезновение».

Ленин продолжал их мысль: «Пролетарская партия стремится к созданию более крупного государства, ибо это выгодно для трудящихся, она стремится к сближению и дальнейшему слиянию наций, но этой цели она хочет достигнуть не насилием, а исключительно свободнь1м, братским союзом рабочих и трудящихся масс всех наций» (Полн. собр. соч. т. 31, стр. 167).

С точки зрения научного коммунизма национальный вопрос и судьбу наций пропагандировали так: «Нации и национальные различия полностью исчезнут лишь тогда, когда во всем мире прочно утвердится развитое коммунистическое общество. Это будет общество без государств, а, следовательно, без государственных границ и национальных территорий. Человек больше не будет принадлежать к той или иной национальности, он будет просто человеком, членом всемирного человечества…» (Начальный курс научного коммунизма, изд. «Полит. литература», М. 1973 г. стр. 194–195).

Эта политика не была только проповедью — её внесли в каждодневно выполняемую и реализуемую в жизнь программу — программу развернутого строительства коммунизма.

«Развернутое коммунистическое строительство означает новый этап в развитии национальных отношений в СССР, характеризующийся дальнейшим сближением наций и достижением их полного единства» (Программа коммунистической партии Советского Союз, Политиздат, 1973 г. стр. 113).

После исчезновения наций что происходит с их культурами? «Партия будет содействовать их дальнейшему взаимообогащению, укреплению их интернациональной основы и тем самым формированию будущей единой общечеловеческой культуры коммунистического общества» (Там же, стр. 115).

Привести народы в сходное состояние, слить их, исключив их из жизни общества — эта цель коммунистов и стала, по моему, одной из причин отстранения их от руководства обществом.

Выражая свое мнение о коммунизме и коммунистах, я хочу сказать, что коммунисты с прежней своей философией победить больше не могут, да и не желательна победа над народами. Порок их надо видеть на уровне учения о коммунизме. И надо исправить свою ошибку именно философски, а не старанием улучшить демократию или право, политику или еще что-то, которые играют лишь второстепенную роль по отношению к принципам коммунизма, среди которых есть и принцип избавления общества от наций и национальных различий.

Если бы они осмелились в корне изменить некоторые основы своего учения, я уверен, они бы вновь победили.

Источник: «Дæлзæхх Иры фæндыр» (2010), стр. 215–217.