В корне не согласен с людьми, считающими ингушскую общественную организацию «Мехк-Кхел» «сборищем дегенератов и клоунов». Нет, друзья, это не так. Признаться, и я, по детской наивности, был подобного же мнения, однако, став старше и мудрее, смог по достоинству оценить поистине подвижнический труд главной оппозиционной силы Ингушетии.
Данная организация с труднопроизносимым названием представляет собой важную часть политического ландшафта всего Северного Кавказа. Это скромные интеллигентные люди, высказывающие скромные интеллигентные идеи. Возглавляют её уважаемые и авторитетные специалисты. Например, Абадиев Идрис Урусханович, председатель «Мехк-Кхел», полковник «казачьего войска Ингушетии» (см. «Кто такие нынешние „казаки-ингуши“»), выпускник осетинского «Сельхоза» (механический факультет Горского сельскохозяйственного института). Абадиев — ведущий специалист Республики Ингушетия в области палеонтологии, богословия и климатологии. В частности, его перу принадлежит научная концепция, по которой «Бог создал динозавров […] для того чтобы очистить атмосферу Земли», описанная в его книге «Эздел — формула земной и вечной жизни».
«Эздел…» является качественной работой, глубоко погруженного в тему исследователя. Как и полагается, книга начинается с предисловия, вкратце описывающего основную тему: «Ингуши – народ, который вопреки всему сохранил девственную колыбель всего человечества, который хранит праязык человечества – язык Ноя, что удалось сохранить благодаря эзделу– религии Ноя», «Ингуши – самый древний народ в этом мире. И это народ, который последним сойдет с арены мировой истории». В подтверждение концепции, Абадиев приводит слова, приписываемые шейху Кунта-Хаджи Кишиеву: «За 4 тысячи лет до создания Адама Бог создал души всех людей. Бог призвал: „Пусть первыми подойдут ко Мне самые храбрые души“. Говорю вам, когда все души от испуга прижались, к Богу подошли души ингушей. Во второй раз Бог призвал: „Пусть подойдут ко мне самые благородные души“. И во второй раз подошли к Нему души ингушей. В третий раз призвал Бог: „Подойдите ко Мне самые щедрые души“. И в третий подошли к Богу души ингушей. Потом Бог сказал душам ингушей: „Вы подошли ко Мне, имея три качества, которые я считаю лучшими. Раньше вас ни один народ не переступит порог рая“».
Представляют определенный интерес и взгляды Абадиева на межнациональные браки: «У ингушей до сих пор существует запрет вступления в брак с представителями иной национальностей. […] Никто не хочет, чтобы в его семью вошел человек, не придерживающийся эздела – т.е., чтобы его потомки стали хурделами». Слово «хурдел» Абадиев определяет как «испорченный человек», дела и поступки которого «напоминают поступки животного. И цена такого человека может быть очень низкой». «Хурдел» — противоположность «эздела». Последний «был ниспослан всему человечеству, но в совершенстве сохранился он только у ингушей», поэтому для представителей других народов слово «хурдел» «не является оскорблением». В отличие от недочеловеков-хурделов, населяющих эту грешную землю, у ингушей «эздел вошел в плоть и кровь»…
О термине «вайнах» Абадиев высказывается предельно ясно: «„Вайнах“ могут называться только те, кто придерживается ингушского эздела». Иначе говоря, «вайнах» — скорее нравственная категория, чем этническая. Вся сложность в том, что она как мы убедились выше, может быть присуща только ингушам. Чеченцам же «этот термин ранее не был известен, он применялся только среди ингушей». Ингуши же «его употребляют наравне с термином „г1алг1ай“ („ингуши“)». Казалось бы очевидная схожесть чеченского и ингушского языков, объясняется просто: «он [чеченский язык] возник не столь давно – примерно в XVII веке, при языковых контактах переселенцев-ингушей, ушедших на восток, и дагестанских, тюркских народностей, ассимилировавшихся с ними». «Ингушские старики всегда в разговоре разделяют понятия „вайнах“, подразумевая под ним только ингушей, и „нохчи“ („чеченцы“). Чеченцы сами себя называют только „нохчи“».
В чем же, по Абадиеву, отличает чеченцев от остальных хурделов? Они не успели утратить свой природный ингушский язык: «Чеченцы последними отделились от ингушей». Подкрепляется это положение следующими фактами: «К „вайнах“ относятся локальные группы ингушского народа кхаькхалхой, дж1айрахой, фаьппий, орстхой, аьккхий, маьлхий, наьсархой. В древности к „вайнах“ относились дугорой (дигорцы) и доалой (двалы), ассимилированные после монгольского и тимуровского походов пришлыми иранцами-осетинами и грузинами, и нашхой, ассимилированные чеченцами». По мысли Идриса Урусхановича, верный способ лишения ингуша его эздела — ассимиляция «хурдельными» соседями. Отсюда, естественно, и запреты на межнациональные браки. Безусловно, в число «хурделов» попадают все окружающие ингушей («носителей эздела») народы. Эти последние непрестанно «хурделизируют» ингушей до животного состояния. Чеченцы «хурделизировали» «ингушей»-нашхойцев, осетины «ингушей»-дигорцев, а грузины «ингушей»-двалов.
Чем отличаются эти построения от классических расистских концепций? Важной оговоркой: «На сегодняшний день, когда не только чеченцы, но даже некоторые ингуши не соблюдают эздел, понятие „вайнах“ не может распространяться даже на всех ингушей». Проще говоря, каждый «носитель эздела» — ингуш, но не каждый ингуш — «носитель эздела». Пытливый читатель спросит: «А нет ли тут расизма?» Нет, т.к. построения Абадиева таковы, что «хурдельные» народы, ассимилировавшие эзделоносных ингушей, сами являются потомками этих самых ингушей, только утратившими свой эздел. Несмотря на это, «чеченцы в расовом отношении ближе к жителям Аварии, чем Ингушетии». «Чеченцы – это народ, сложившийся из смешения ингушей, которые перестали соблюдать ингушский эздел в полном объеме, с дагестанцами, ногайцами, кумыками, казаками и др.» Как глубокомысленно отметил Борис Ельцин: «Вот такая, понимаешь, загогулина получается».
Не лишены оригинальности и изыскания автора в области топонимии: «Названия многих государств объясняются с помощью ингушского языка. Когда народы переселяются в новые края, то они в первую очередь отрываются от своей территории, потом они отходят от эздела. Язык держится еще долго. Топонимы сохраняются в течение длительного времени, часто в течение многих тысячелетий. Название Чили переводят с языка местных индейцев как „холодная“. По-ингушски „холодно“ – „шийла“. Аргентина лежит от Чили за Андским хребтом. По-ингушски „арг1ан т1а“ означает „за хребтом, на хребте“. Швейцария, как единое государство возникло в XIII в. при объединении горных и равнинных кантонов. „Шувцааре“ по-ингушски означает „равнина с горами“. Италией Аппенинский полуостров назвали этруски, потому что там было много вулканов. Выражение „итт ала“ переводится с ингушского как „десять огней“. Долину между реками Терек и Камбилеевка ингуши называют Гармааре или Гармаане. Государство между реками Рейн и Эльба называется Германией. Немцы называют свою страну Дойчланд. Слово „дяйче“ с ингушского переводится как „отчизна“, а немецкое слово „ланд“ – „земля“ соответствует ингушскому „лаьтта“». Да что там Германия? «Само слово „Русь“ и производные от него „русич“, „русский“ имеют ингушские корни».
Собственно, к чему вообще был вспомнен лидер ингушской оппозиции? Дело в том, что он является главным борцом с «экстремизмом в осетинских школьных учебниках».
Иллюстрация: «Tyrannosaurus rex очищает атмосферу по методу Абадиева».
Автор: Батраз Сидамон Рубрика: Культура Метки: «Мехк-Кхел», Идрис Абадиев, ингуши, казаки, Кунта-Хаджи Кишиев, чеченцы, этруски