TOP

Сегодня распространено мнение, что «похищение невесты» — обычай, унаследованный нами от предков. Понятно, что нынешние «похищения» в основе своей простые постановки, но откуда взялось мнение об «обычае»? Возможно, у других кавказских народов действительно был такой обычай, но у осетин — никогда.

***

Сека Гадиев в сцене с похищением Азау коротко описывает традиционное отношение осетин к этому «обычаю»: «Æхсæв уыд æмæ иргъæвæг адæм нæ уыди. Фондзæй скъæфджытæ мард фесты, фондз та фæдисонтæй фæмарди».

Особая ценность прозы Гадиева в том, что по ней вполне можно восстановить картину традиционного быта осетин: рассказы Сека изобилуют этнографическими подробностями и наблюдениями, «Азау» в том числе. Я даже не думаю, что десять убитых вследствие похищения девушки было со стороны Сека художественным допущением: речь шла о смертельном оскорблении, и если похитителей настигала погоня, то дело практически всегда заканчивалось кровью. Мне самому довелось застать в одном горном селе старика, который, будучи молодым, решил помочь другу умыкнуть понравившуюся тому девушку и в результате лишился глаза: родственники «невесты» догнали горе-похитителей и воздали им по заслугам.

Современные инстаджигиты Гадиева, конечно, не читают. Самостоятельно додуматься до того, что среди осетин, у которых не дозволялось даже прикасаться к девушке, просто не могла бытовать «традиция» похищения, они тоже не могут.

У другого осетинского классика Арсена Коцоева есть рассказ «Афтæ дæр вæййы» («И так бывает»), в котором молодой человек, будучи не в силах уплатить отцу любимой им девушки требуемый ирæд (калым), подается в разбойники — из двух зол это предпочтительнее похищения: «Аскъæфид æй мыййаг?.. Скъæфгæ?! Нæ, Саугуди йæ усаджы скъæфгæ нæ акæндзæн! Йæхицæй хынджылæг чи кæны, скъæфгæ уыдон фæкæнынц. Скъæфын у чъизи хъуыддаг. Æдылы лæг йæ усаджы аскъæфы. Хъæбысæй хъæбысмæ чызг рахау-бахау фæкæны…»

Ход рассуждений Саугуди абсолютно точно отражает традиционный взгляд осетин на рассматриваемую проблему.

Понятно, что современные «похищения» чаще всего совершаются по обоюдному согласию, и неожиданностью для девушки может быть только конкретный день происшествия. Снимать их с тем, чтобы впоследствии выставить на всеобщее обозрение заворачивание девушки в бурку, в процессе которого к ней прикасается едва ли не каждый из друзей «жениха», мне кажется омерзительной бескультурностью, но хорошо — пусть и это будет делом вкуса. Знаю, что многим такие минифильмы очень нравятся. Но ради всего святого, не нужно называть все это действо «нашей традицией», потому что никогда у осетин такой традиции не было.

Если кто-то хочет косплеить чьи-то дикие примитивные обычаи, то пусть это будет его личным горем. Осетинскую традицию сюда приплетать не надо. Тем, кто не читал Гадиева и Коцоева, настоятельно рекомендую исправиться.

Telegram-канал «Иллинойс»